
В советское время рижские «Рафики» повсеместно служили как маршрутные такси, санитарные машины и служебный транспорт. Компактные микроавтобусы с характерным силуэтом стали символом того времени. Сейчас их практически невозможно встретить на дорогах: годы эксплуатации, износ и нехватка деталей привели к тому, что большинство машин ушло на слом.
Портал site-host узнал, что стало с заводом в Елгаве, где раньше производили знаменитые РАФы.
В послевоенное время Советский Союз развивал промышленность. В 1953 году появились первые микроавтобусы на базе шасси ГАЗ. По внешнему виду они напоминали немецкий Volkswagen Transporter — компактные и практичные машины, которые стали популярны в быстрорастущих городах.
Моделю РАФ‑2203 завод причислил к своим удачным проектам, она стала символом бренда. Этот микроавтобус ценили за простоту конструкции, ремонтопригодность и доступную цену. Чаще всего «Рафики» можно было встретить в качестве машин скорой помощи или городских маршруток. Хорошо служили «Рафики» как в больших городах, так и в сельской местности, где других вариантов не существовало.
В ожидании Олимпиады 1980 года рижский автозавод изготовил партию микроавтобусов с улучшенными техническими характеристиками.
Транспортные средства выполняли важные функции: перевозили VIP-персон, обслуживали зарубежные делегации и использовались как передвижные исследовательские центры. Микроавтобусы стали символом Игр и подтвердили гибкость предприятия в решении сложных задач.
Интересно, что культовая модель РАФ-2203 не являлась самостоятельным проектом завода в Риге. Для сокращения сроков и расходов конструкторы использовали готовые детали от других советских машин: ручки дверей — от «Москвича», зеркала — от ВАЗа, отдельные механизмы — от ГАЗа, а силовой агрегат и задний мост — от «Волги» ГАЗ-24. Такой метод ускорил производство, но не позволил внести много нового.
После распада СССР предприятие столкнулось с трудностями: пропали государственные контракты, финансирование уменьшилось, а модернизация модельной линейки не привлекла покупателей. В 1997 году выпуск последнего микроавтобуса РАФ стал концом для завода.
В Прибалтике производство не могло соперничать с западными аналогами, а в России его место быстро заняли «ГАЗели», став универсальным решением для коммерческого и пассажирского транспорта. Так завершилась эпоха советских микроавтобусов.
К концу 1990-х производство на Елгавском автозаводе прекратилось полностью. Ранее шумные производственные площади опустели и начали разрушаться. Некоторым зданиям нашли новое назначение в виде складских или коммерческих помещений, но большая часть территории осталась заброшенной.
В 2012 году латвийский автогонщик создал на территории завода музей с экземплярами микроавтобусов РАФ. В 2018 году торговая марка «РАФ» была перерегистрирована, вызвав ожидания возобновления производства. Руководство компании анонсировало выпуск электробусов и сотрудничество с российским «ГАЗом» по разработке новых моделей на базе «ГАЗель Next». После 2020 года все проекты по возрождению завода были заморожены. Перспективы восстановления производства остаются неопределёнными, а территория бывшего предприятия находится в заброшенном состоянии.