Крымскому мосту – семь лет. Неизвестные факты.
15 мая отметят семь лет со дня торжественного открытия автомобильного движения по мосту, связывающему Россию и Крым. Какое впечатление производит это творение инженеров?
Что такое Крымский мост
Крымский мост — это автомобильно-железнодорожный объект, переброшенный через Керченский пролив и соединяющий Таманский полуостров (входит в Краснодарский край) с территорией Республики Крым. С начала его функционирования до июня 2022 года добраться туда из России можно было только по мосту. Название выбрали итогами онлайн-голосования, состоявшегося в конце 2017 года.
В настоящее время по мосту разрешено движение поездов, автобусов и легковых автомобилей, в том числе с прицепами. Каждая машина проходит досмотр. Грузовики (в том числе порожние) должны пользоваться паромом или альтернативным сухопутным маршрутом через территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
Переезд через мост возможен круглосуточно, независимо от погодных условий, в отличие от парома. Два пути ведут к мосту с материковой части страны:
1. По федеральной трассе А-289 Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк действует автомобильная дорога А-290 Новороссийск – Керчь. С 22 апреля 2025 года проезд по этой дороге платный. Информация о тарифах доступна по ссылке.
На трассе работает система «Свободный поток» с автоматическим распознаванием номерных знаков автомобилей. Счет нужно уплатить в течение пяти суток на сайте компании «Автодор» или с помощью банковских приложений. За опоздание начисляют штраф.
2. По федеральной дороге А-146 из Краснодара до Верхнебаканского бесплатно.
Мост могут временно закрыть из-за тревоги.
История Крымского моста
Известно, что мысль о строительстве моста через Керченский пролив возникла ещё при императоре Николае II, однако реализовать проект не удалось из-за Первой мировой войны и последующей гражданской войны в России.
В годы Второй мировой войны немцы пытались построить временную переправу в Тамань из оккупированного Крыма. После освобождения полуострова Красной армией из оставшихся материалов был возведен железнодорожный мост протяженностью 4,5 км. В конце февраля 1945 года часть его металлических опор повредили льдины, нагнанные ветром из Азовского моря. Конструкцию пришлось демонтировать.
В мае 1949 года правительство СССР приняло решение о строительстве постоянного двухъярусного автомобильно-железнодорожного моста. В следующем году начатые работы были остановлены, а освободившиеся ресурсы использованы для возведения более экономичной паромной переправы. В начале 1970-х внимание снова обратили на проект моста через Керченский пролив, однако до реализации дело так и не дошло.
После распада Советского Союза российская и украинская стороны рассматривали возможность создания такого транспортного сообщения, и 17 декабря 2013 года правительства двух стран подписали соглашение. Но вслед за политическим кризисом на Украине Россия объявила о суверенитете над Крымом. 19 марта 2014 года президент Путин поручил Министерству транспорта построить автомобильный и железнодорожный мосты через Керченский пролив. Целью было открыть движение по ним до конца 2018 года.
Строительство Крымского моста
Обсуждение проектов транспортного перехода через Керченский пролив, включая вариант тоннеля, продолжалось до конца 2014 года. От последней идеи отказались из-за неблагоприятных геологических условий, которые практически исключали ее реализацию в оговоренные сроки. Из четырех отобранных проектов мостового перехода предпочтение отдали самому южному варианту, проходящему через Тузлинскую косу и остров Тузла, в обход косы Чушка. Мост получался значительно длиннее, но сохранялась возможность использования паромной переправы в период строительства. Учитывалось также наличие площадей для размещения складов и других необходимых сооружений.
В апреле 2015 года по итогам закрытого конкурса проектом моста был выбран «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург». Во время проектирования концепция объекта существенно изменилась. Если первоначально планировалось строительство совмещенного двухъярусного автомобильно-железнодорожного участка между островом Тузла и Керчью, то утвержденный вариант предусматривал два параллельных моста на всем протяжении транспортного перехода через Керченский пролив. Это сокращало массу пролетов и стоимость работ, которая распоряжением правительства РФ от 30 января 2015 года была ограничена 228,3 млрд руб., а также давало возможность вписаться в директивные сроки за счет одновременного строительства автомобильной и железнодорожной части.
Строительство моста началось в феврале 2016 года после прохождения проекта экспертизы. В июне того же года начали устанавливать пролетные строения автомобильного моста. Работы продолжались до конца декабря 2017 года. Мост прошел приемочные обследования в апреле 2018 года после укладки асфальта.
Железнодорожный мост был построен следующим образом: в начале 2018 года завершилось строительство свайных фундаментов, 24 марта 2019-го — сборка пролетов, а к 18 июля того же года — укладка рельсов.
Когда открыли Крымский мост
Торжественное открытие Крымского моста состоялось в две стадии.
1. 15 мая 2018 года с участием президента Путина Состоялась торжественная церемония открытия автомобильного моста, после чего на следующий день по нему стало возможным передвижение транспортных средств с максимальной разрешенной массой до 3,5 тонн. 1 октября того же года в полночь данное ограничение было отменено.
2. 18 декабря 2019 года подписан акт приемки, разрешающий ввод в эксплуатацию железнодорожного моста. Церемония его открытия с участием президента Путина состоялась 23 декабря того же года. В ночь на 25 декабря по мосту прошел грузовой поезд. первый пассажирский поездНачало пассажирских перевозок пришлось на 15 июня 2020 года, а грузовых — на 30 июня 2020 года.
Длина Крымского моста
Крымский мост – самый протяженный не только в России, но и во всей Европе. О шестерке самых длительных автодорожных мостов мира можно узнать по… ссылке.
Два параллельных моста — автомобильный и железнодорожный — составляют транспортный переход от Таманского полуострова через Тузлинскую косу и остров Тузла, минуя мыс Ак-Бурун, до Керчи. Специальная конструкция на 595 опорах позволяет мостам выдержать землетрясения до 9 баллов.
Характеристики автомобильного моста:
- Длина 17 км;
- Ширина 23,1 м;
- Количество полос 4;
- Расчетная скорость движения 120 км/ч;
- Разрешенная скорость движения 90 км/ч;
- Пропускная способность 40 тыс. автомобилей в сутки.
В силу того что по каждому направлению движение осуществляется по менее чем трем полосам, остановка на мосту запрещена согласно пункту 12.4 правил дорожного движения.
Характеристики железнодорожного моста:
- Длина 18,1 км;
- Количество путей 2;
- Масса поездов до 7,1 тыс. т;
- Скорость движения пассажирских поездов 120 км/ч;
- Скорость движения грузовых поездов 80 км/ч;
- Пропускная способность 47 пар поездов в сутки;
- Воздушную контактную сеть можно создать без переработки моста.
Пролеты мостов через Керчь-Еникальский канал обеспечивают возможность прохождения судов высотой до 35 метров и шириной до 185 метров.
Как добраться до Крымского моста
Жители России могут передвигаться по Крымскому мосту.
- Поездами сообщением Москва — Симферополь и Санкт-Петербург — Севастополь.
- Автобусы, следущие по маршрутам Москва — крымские курорты;
- Из Москвы самый быстрый путь — автомобильная трасса М-4 «Дон» с платными участками. Выезд в Краснодарском крае на платную скоростную трассу А-289 ведет непосредственно к мосту. Общая протяженность маршрута около 1540 км. Альтернативой может быть бесплатная федеральная трасса А-146, проходящая через Новороссийск, Анапу и другие населенные пункты. Она длиннее и сильнее загружена, особенно в период отпусков.