
Мосту через Керченский пролив – семь лет. Некоторые факты об истории сооружения могли остаться незамеченными.
С 15 мая истекут семь лет со дня открытия автодорожного движения по мосту, связывающему Россию с Крымом. Каким образом устроено это инженерное творение?

Крымский мост
Что такое Крымский мост
Автомобильно-железнодорожный мост соединяет Таманский полуостров Краснодарского края с Крымом. С момента открытия и до июня 2022 года добраться туда из России возможно было только через него. Название было выбрано по результатам онлайн-голосования в конце 2017 года.
Помимо поездов по мосту разрешено движение автобусов и легковых автомобилей, в том числе с прицепами. Каждая машина проходит досмотр. Грузовики (в том числе порожние) должны использовать паром или другой сухопутный маршрут через территорию ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
Круглосуточное движение по Крымскому мосту доступно независимо от погодных условий, в отличие от парома. К мосту с материковой части России ведут два пути.
1. По федеральной трассе А-289 Краснодар — Славянск-на-Кубани — Темрюк соединяется автомобильная дорога А-290 Новороссийск — Керчь. С 22 апреля 2025 года проезд по ней будет платным. Информация о тарифах доступна по ссылке.
На трассе работает беспрепятственная система «Свободный поток» с автоматической регистрацией номера машины. Чтобы оплатить выставленный счет, нужно воспользоваться сайтом компании «Автодор» или банковскими приложениями в течение пяти дней. При опоздании платежа начисляется штраф.
2. По федеральной трассе А-146 от Краснодара до Верхнебаканского бесплатно.
Мост могут временно закрыть из-за опасности.

В настоящее время через Крымский мост можно перемещаться не только на поездах, но и на автобусах и легковых автомобилях с прицепами.
История Крымского моста
Идея возведения моста через Керченский пролив возникла ещё при Николае II, но реализация плана была сорвана Первой мировой войной и последующей гражданской.
В период Второй мировой войны немцы пытались построить временную переправу в Тамань из Крыма, который был оккупирован в 1942 году. После освобождения полуострова Красной армией из оставленных материалов немцами был возведен железнодорожный мост протяженностью 4,5 км. В конце февраля 1945 года часть его металлических опор повредили льдины, принесенные ветром из Азовского моря, и конструкцию пришлось демонтировать.
18 мая 1949 года правительство СССР приняло решение о строительстве постоянного двухъярусного автодорожного и железнодорожного моста. В 1950 году начатые работы были остановлены, а выделяемые ресурсы перенаправили на создание более доступной паромной переправы.
В начале 1970-х годов вернулись к проекту моста через Керченский пролив, но до стадии реализации дело не продвинулось.
После распада СССР российская и украинская стороны рассматривали возможность строительства транспортного перехода. 17 декабря 2013 года правительства двух стран подписали соглашение об этом. Вскоре политический кризис на Украине привёл к провозглашению Россией суверенитета над Крымом. 19 марта 2014 года президент Путин поручил Министерству транспорта построить автомобильный и железнодорожный мосты через Керченский пролив. Целью было открыть движение по ним до конца 2018 года.

В Керчи возводят опоры и монтируют первые пролеты железнодорожного моста. Параллельно осуществляется засыпка площадки для технологии и сборка арок моста.
Строительство Крымского моста
Обсуждение проектов транспортного перехода через Керченский пролив, в том числе варианта прокладки тоннеля, продолжалось до конца 2014 года. От последней идеи отказались из-за неблагоприятных геологических условий, которые затрудняли её реализацию, особенно в обозначенные сроки. Из четырех отобранных проектов мостового перехода предпочтение было отдано самому южному варианту, проходящему через Тузлинскую косу и остров Тузла в обход косы Чушка. Длина такого моста была бы значительно больше, но сохранялась возможность использования действующей паромной переправы во время строительства. Также учитывалось наличие площадей для размещения складов и других вспомогательных сооружений.
В апреле 2015 года по итогам закрытого конкурса проектантом моста стал «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург». Во время проектирования концепция объекта существенно изменилась. Если первоначально планировалось строительство совмещенного двухъярусного автомобильно-железнодорожного участка между островом Тузла и Керчью, то утвержденный вариант предусматривал два параллельных моста на всем протяжении транспортного перехода через Керченский пролив. Это сокращало массу пролетов и стоимость работ, которая распоряжением правительства РФ от 30 января 2015 года была ограничена 228,3 млрд рублей, а также давало возможность вписаться в директивные сроки за счет одновременного строительства автомобильной и железнодорожной частей.
В феврале 2016 года, завершив экспертизы, началось строительство моста. В июне того же года приступили к установке пролетных строений автомобильного моста. Работы продлились до конца декабря 2017 года. А в апреле 2018-го после укладки асфальта мост прошел приемочные обследования.

Сборка моста: установленные арочные опоры и процесс перемещения пролётов автомобильного моста к ним. Вид с Таманского полуострова.
Железнодорожный мост был готов к середине лета 2019 года: в начале 2018-го построили свайные фундаменты, 24 марта 2019-го собрали пролеты, а к 18 июля того же года уложили рельсы.
Когда открыли Крымский мост
Открытие Крымского моста состоялось в две стадии.
1. 15 мая 2018 года с участием президента Путина На торжественной церемонии открыли автомобильный мост, а уже на следующий день по нему пустили транспорт весом не более трёх с половиной тонн. Этаrestriction отменили ночью 1 октября.

Президент России Владимир Путин начал автомобильное движение по Крымскому мосту. Во время церемонии президент проехал на КамАЗе по автомобильной части, возглавляя колонну грузовиков 15 мая 2018 года.
2. 18 декабря 2019 года был подписан акт приемки, разрешающий ввод в эксплуатацию железнодорожного моста. Церемония его открытия с участием президента Путина состоялась 23 декабря того же года. В ночь на 25 декабря по мосту прошел. первый пассажирский поездПутешествия по маршруту для пассажиров запустились с 15 июля 2020 года, а грузовые перевозки начали осуществляться с 30 июня того же года.
Длина Крымского моста
Крымский мост – самый длинный не только в России, но и во всей Европе. Список из 6 самых протяженных автомобильных мостов мира доступен здесь… ссылке.
Двухполосный транспортный переход с автомобильным и железнодорожным мостами протягивается от Таманского полуострова через Тузлинскую косу и остров Тузла, минуя мыс Ак-Бурун, до Керчи. Специальная конструкция мостов на 595 опорах обеспечивает их устойчивость к землетрясениям до 9 баллов.
Характеристики автомобильного моста:
- Длина 17 км;
- Ширина 23,1 м;
- Количество полос 4;
- Расчетная скорость движения 120 км/ч;
- Разрешенная скорость движения 90 км/ч;
- Пропускная способность 40 тыс. автомобилей в сутки.
Количество полос движения в каждом направлении меньше трёх. Согласно пункту 12.4 ПДД остановка на мосту не допускается.

Крымский мост – самый протяжённый не только в России, но и во всей Европе. Его длина равна 17 километрам.
Характеристики железнодорожного моста:
- Длина 18,1 км;
- Количество путей 2;
- Масса поездов до 7,1 тыс. т;
- Скорость движения пассажирских поездов 120 км/ч;
- Скорость движения грузовых поездов 80 км/ч;
- Пропускная способность 47 пар поездов в сутки;
- Можно создать воздушную контактную сеть, не изменяя строение моста.
Мосты, возведенные над Керчь-Еникальским каналом, обеспечивают проход судам высотой до 35 метров и шириной до 185 метров.
Как добраться до Крымского моста
Жители России могут передвигаться по Крымскому мосту следующими способами:
- Поездами из Москвы в Симферополь или из Санкт-Петербурга в Севастополь.
- Автобусы, следующие из Москвы в крупные крымские курорты.
- Из Москвы наиболее быстрый путь на мост лежит по федеральной трассе М-4 «Дон» с платными участками. Ее следует продолжить по платной скоростной трассе А-289 в Краснодарском крае, которая ведет непосредственно к мосту. Общая протяженность маршрута составляет около 1540 км. Альтернативой служит бесплатная федеральная трасса А-146, проходящая через Новороссийск, Анапу и другие населенные пункты. Она длиннее и сильнее загружена, особенно в период отпусков.
Авторы
Теги