
Специалисты объяснили, зачем не стоит следовать советам дилерских центров о замене масла в автоматической коробке передач.
Считают, что современные машины не нуждаются в обслуживании. Но срок их работы значительно увеличивается при своевременной замене масла.
Некоторые производители автомобилей утверждают, что жидкость ATF в коробке передач вечна, однако на практике это не так. Профилактические работы для автоматической коробки передач более эффективны, чем попытки устранить поломку.
Когда меняют масло в АКПП
Производитель устанавливает периодичность замены масла в автоматической коробке передач. Новые агрегаты считаются полностью необслуживаемыми, масло заливается в них однократно на заводе. Тем не менее, иногда жидкость в них нужно менять. В более старых автомобилях периодичность замены трансмиссионного масла определена регламентом технического обслуживания. Не стоит пренебрегать рекомендациями производителя.
В старых автомобилях масло в автоматической коробке передач следует менять каждые 30–60 тысяч километров пробега. Процедура важна, как и замена масла в двигателе. В таких коробках управление выполняется гидравлическим способом: масло охлаждает, смазывает компоненты трансмиссии и управляет переключением передач. От его чистоты и качества зависит работа устройства.
Главное отличие новых автоматических передач от старых — лучшее адаптация к старению масла. Производители перешли с чисто гидравлических систем на электронно-управляемые, но масло эффективно работает только при нужной вязкости и правильных смазывающих свойствах.
Даже если у вас автомобиль оснащён АКПП последнего поколения, менять масло в нём следует не реже чем каждые 80–90 тыс. км пробега. При эксплуатации в сложных условиях интервал замены можно сократить вдвое (при буксировке прицепа, езде по грунтовым дорогам, в горной местности).
Менять масло в АКП нужно, когда:
- Сработало требование технического обслуживания по пройденному расстоянию или возрасту, указанному в регламенте.
- Вы купили машину с автоматической коробкой передач б/у и не уверены, сколько масла используется в трансмиссии или в каком оно состоянии.
- Появились рывки во время движения.
- Автомобиль не двигается ни вперед, ни назад.
- Трансмиссия не переключается с режимов P или N.
Некоторые указанные признаки свидетельствуют о недостаточном объёме или ненадлежащем качестве жидкости.
Как проверить уровень масла в АКПП
Уровень масла в автоматической коробке передач критически важен для её нормальной работы: большинство поломок связано с недостатком или избытком масла. Чтобы избежать проблем, специалисты советуют проверять уровень жидкости на каждом обслуживании. Однако иногда такая процедура затруднена — в некоторых случаях контрольного щупа нет. По этой причине алгоритм действий существенно меняется.
Без щупа
Если нет контрольного щупа, значит, трансмиссия не требует обслуживания. Уровень масла в таком устройстве можно узнать только у специалистов автосервиса.
Возможно проверить количество залитого масла своими силами. Для этого требуется:
- Прогреть масло, проехав 15–20 км.
- Установить машину на эстакаду или смотровую яму.
- Переведите селектор в положение Р, когда двигатель работает, предварительно пройдя другие режимы.
- Снять сливную пробку, когда двигатель запущен.
- Если жидкости недостаточно, то протекание отсутствует. При образовании эмульсии течение будет временно ровным.
Чтобы определить уровень масла в автоматической коробке передач BMW, Volkswagen и Audi, нужно поднять машину на эстаCADE и воспользоваться смотровым окном.
Со щупом
С помощью коробок, оснащенных щупом, водитель может самостоятельно проверить уровень масла. Для этого необходимо следовать следующему алгоритму:
- Открыть капот автомобиля.
- Противостоять движению автотранспорта, стоя лицом к нему.
- Найдите яркую ручку, которая расположена ближе к перегородке моторного отделения. Иногда щуп размещён рядом с щупом двигателя. Щуп моторного масла обычно жёлтого цвета, а щуп масла коробки — красного.
- Выньте щуп, протрите его чистой тканью, вставьте обратно и вновь извлеките. На нём есть две риски с надписями «COLD» и «HOT». Первая соответствует уровню холодной жидкости, а вторая — горячей. Специалисты рекомендуют проверять уровень масла на прогретом агрегате — этот метод более точный.
При переизбытке масла требуется слить излишки, при недостатке — доливать.
Проверка уровня масла может различаться для различных моделей и производителей. Инструкцию по эксплуатации следует изучить для получения точной информации о проверке уровня масла.
Например, в коробках передач Mazda, Mitsubishi, Jeep, Hyundai, некоторых Volkswagen и Audi уровень масла проверяется только в положении «N», а в автомобилях Honda — с выключенным двигателем.
Какое масло лить в АКПП
В автоматических коробках передач используется специальная жидкость ATF, которую называют маслом. На самом деле это сокращение от Automatic Transmission Fluid, что означает «жидкость для автоматических трансмиссий».
Эта жидкость относится к трансмиссионным маслам, но выполняет не только функцию смазки. Она ещё и рабочая жидкость гидротрансформатора, с её помощью мощность двигателя передаётся к трансмиссии. Свойства жидкости ATF оказывают огромное влияние на работу АКП.
При выборе жидкости ATF следует ориентироваться на рекомендации изготовителя. Оптимальным вариантом считается оригинальное масло. В качестве замены допускаются не originaisные аналоги, соответствующие предъявляемым спецификациям.
Избегайте дешёвых некачественных масел, так как у них могут быть низкие характеристики и они могут повредить компонентам трансмиссии. В современных автоматических коробках передач, которые не требуют обслуживания, практически невозможно обойтись без оригинальной ATF.
Полная замена масла в АКП
В трансмиссионном масле автомата используют два метода замены: полную и частичную.
Полная замена масла предполагает использование специального оборудования, которое выталкивает старое масло под давлением. При полной замене жидкости ATF возможно отслоение отложений с внутренних поверхностей коробки передач, что может привести к засорению соленоидов и гидроблока, а также последующему ремонту трансмиссии.
Аппаратную замену осуществляют, если:
- Коробка передач заполнена неподходящей жидкостью.
- Осуществлялся капитальный ремонт АКП.
- Своевременная замена масла требуется для исправной коробки передач, пробег которой не превышает 100 тысяч километров, если отсутствует риск засорения агрегата отложениями.
Преимущества полной замены масла неоспоримы: после процедуры можно безопасно эксплуатировать автомобиль ещё как минимум 30–60 тысяч километров. Недостатки тоже понятны: аппаратную замену жидкости ATF можно производить только на не изношенных агрегатах. Вот почему автосервисы с владельцами машин большого пробега берут расписку об ознакомлении с возможными негативными последствиями.
Частичная замена масла в АКПП
При частичном обслуживании масло выводится из системы, а в него заливают свежее. Благодаря такому методу полная замена невозможна из-за смешивания старой и новой жидкостей.
- В случае планового обслуживания автоматической коробки передач при её исправном состоянии.
- При ремонте трансмиссии, имеющей неопределенный эксплуатационный путь и пройденный километраж свыше ста тысяч километров.
При частичном масляном обслуживании поддон откручивают для слива всего доступного масла, не применяя дополнительных усилий. Удаётся слить около половины полного объема. Заменяют и фильтр.
Каждый метод эффективен в различных ситуациях, поэтому определить лучший вариант невозможно. Неполная замена жидкости предпочтительнее полной, но сокращает интервал между обслуживаниями примерно в два раза.
Основные моменты: замена масла в автоматической коробке передач.
- Когда менять масло в АКПП?
- По регламенту производителя (обычно 30–90 тыс. км).
- Для «необслуживаемых» коробок — не реже 80–90 тыс. км (или чаще при тяжелых условиях).
- Признаки необходимости замены:
- Рывки при переключении передач.
- Проблемы с движением (не включается D/R).
- Приобретение подержанного автомобиля с неопределенным сервисным прошлым.
- Как проверить уровень масла?
- Со щупом:
- Прогреть коробку (поездка 15–20 км).
- Проверить уровень на горячую (между метками HOT/COLD).
- Без щупа:
- Лишь посредством сервиса либо сливного устройства на мосту.
- Для определённых моделей (BMW, VW) доступен просмотр через смотровое окно.
- Со щупом:
- Какое масло заливать?
- Только спецификацию ATF, указанную производителем.
- Оригинальные жидкости предпочтительнее.
- Недорогие заменители могут нанести вред корпусу.
- Полная замена (аппаратная)
- Когда:
- После ремонта АКПП.
- При заливке неподходящего масла.
- Для машин с пробегом до 100 тыс. км.
- Плюсы: почти 100% замена жидкости.
- МинусыВозможна засоренность соленоидов на изношенных переключениях передач.
- Когда:
- Частичная замена
- Когда:
- Плановая замена.
- Для авто с пробегом свыше 100 тыс. км.
- Плюсы: безопаснее для старых коробок.
- Минусы: заменяется только ~50% масла (требуется чаще менять).
- Когда:
- Важно:
- После замены сбросьте адаптации АКПП (через диагностику).
- В сложных условиях (тяга, бездорожье) уменьшайте частоту замены. в 2 раза.