
Познакомившись с признаками износа тормозных колодок и методами их замены, можно предотвратить неприятности в движении.

Тормозная система – важный элемент конструкции автомобиля, на который нельзя закрывать глаза. От состояния тормозных колодок зависит эффективность торможения и, как следствие, безопасность.
Понимание признаков износа тормозных колодок и умение их заменить позволит предотвратить аварии на дороге.
Что такое тормозные колодки
Тормозные колодки — заменяемые металлические пластины с накладками, которые обеспечивают торможение и остановку автомобиля.
Различают два типа колодок:
Для дисковых тормозов в современных легковых автомобилях устанавливают их как минимум на переднюю ось. Для замедления или остановки парные колодки сжимают тормозные диски с двух сторон.
Барабанные тормоза применяются на задней оси недорогих автомобилей. Для остановки машины каждая из двух колодок взаимодействует с собственным сегментом внутренней поверхности тормозного барабана.
От конструкции трещёчных накладок зависит множество факторов.
- Сила, необходимая для нажатия педали тормоза и замедления/ остановки машины.
- Влияние температуры на эффективность тормозов.
- Шумность срабатывания тормозов.
- Срок эксплуатации колодок и тормозных дисков.
- Уровень загрязнения окружающей среды отходами от тормозных колодок.

Черные тормозные колодки предназначены для ежедневного использования.
Современные легковые автомобили используют тормозные колодки с фрикционными накладками пяти типоразмеров.
- Полуметаллические колодки состоят из стальной стружки и связующих материалов в соотношении 50:50. Такие колодки отличаются долговечностью и хорошими фрикционными свойствами при плохой погоде. Однако, быстро нагреваются, что может привести к отказу тормозной системы при частых интенсивных замедлениях. Кроме того, они шумны и неэкологичны.
- В составе малого металлических колодков содержится 15–30% стали, а остальное – медь, синтетические волокна и скрепляющий материал. Благодаря высокому коэффициенту трения их можно использовать при повышенных температурах и быстрой остывании по сравнению с полуметаллическими колодками. Кроме того, эти колодки меньше издают пыль, но всё же остаются шумными.
- Колодки органические: сталь полностью заменила смесь резины и (в зависимости от модели) песка, стекла, кевлара. Несколько меньшая эффективность и срок службы по сравнению с малометаллическими компенсируются низкой шумностью торможения, плавностью работы и минимизацией износа тормозных дисков.
- Керамические колодки с фрикционными накладками из спеченной смеси керамики и металлических добавок сохраняют свойства при частых интенсивных торможениях, обладают высокой износостойкостью и не быстро стирают диски. Недостаток – сниженная эффективность при непрогретых тормозах и высокая цена. Колодки этого типа подходят для мощных моделей.
- Изготовлены из металла. Предназначены для гоночных автомобилей, участвующих в соревнованиях с повышенной агрессивностью. Накладки из спеченной стали без примесей выдерживают большие нагрузки, однако очень шумны, быстро истирают тормозные диски и требуют значительных усилий при нажатии педали тормоза.
Различные цвета пластин и, в некоторых случаях, фрикционных накладок помогают выбрать подходящие колодки.
- Черные изделия годятся для ежедневного использования. Удерживают свойства при температуре до 400 °С.
- Зеленые подходят для более динамичной езды. Удерживают работоспособность при нагревании до 650 градусов Цельсия.
- Красные — для моделей спортивного типа. Удерживают работоспособность при нагревании до 750 °С.
- Желтые, а также голубые и синие модели подходят как для езды по обычным дорогам, так и для кольцевых гонок. Работают исправно даже при нагревании до 900 градусов Цельсия.
- Оранжевые – для спортивных автомобилей. Работают при нагревании до тысячи градусов Цельсия.

Тормозные диски чаще всего меняют после износа двух пар колодок.
Как часто менять тормозные колодки
Периодичность замены колодок определяется:
- Колодки подразделяют на категории по качеству. Наивысшей категории соответствуют колодки, устанавливаемые на конвейере, и их аналоги с меньшей эффективностью, но большим сроком службы. Следующей категорией являются изделия с маркировкой 90R. Такие колодки уступают первой категории по характеристикам, но имеют привлекательное соотношение цена/качество. Самые дешевые колодки третьей категории могут вызывать преждевременный износ тормозных дисков из-за жесткости или неравномерного износа фрикционных накладок, а также плохо себя вести при экстренном торможении.
- Чем больше масса автомобиля, тем труднее колодкам остановить его движение.
- Водительский стиль, в котором игнорируется торможение двигателем и часто выполняются резкие торможения, ведет к быстрому изнашиванию колодков.
В регламенте технического обслуживания легковых автомобилей часто указывают необходимость замены дисковых тормозных колодок каждые 30–50 тысяч километров пробега. Колодки задних барабанных тормозов (если таковые имеются), испытывающие меньшие нагрузки, служат дольше – около 80 тысяч километров и более.
Тормозные диски меняют обычно после износа двух пар колодков. Но такое правило не действует при установке недостаточно подходящих или низкосортных колодков, которые ускоренно изнашивают диск.
Когда менять тормозные колодки
Минимальная остаточная толщина фрикционных вставок — 2 мм. О приближении к этому значению указывает:
- Сообщение о предостережении на панели приборов. Функция доступна не во всех моделях.
- Хрипящий звук при торможении некоторых машин возникает из-за пластинок-скрипунов, установленных в колодках и касающихся тормозных дисков.
- вибрации при торможении;
- удлинение тормозного пути;
- Металлические частицы в черном налете на колесном диске указывают на повышенный износ тормозного диска вследствие работы фрикционных накладок.
- Сильный металлический звук — самый нежелательный вариант. Это сигнал о полном износе фрикционных накладок и прямом контакте опорных пластин колодок с тормозными дисками и/или барабанами, что приводит к быстрому их повреждению.

Толщина фрикционной накладки не может быть меньше 2 мм.
Для полного представления состояния тормозных колодок необходимо снять колеса, а для барабанных тормозов — разобрать барабан.
Как менять тормозные колодки
Главное правило: на каждой оси колодки меняются одновременно с обеих сторон. Самостоятельно осуществить замену возможно при наличии терпения, навыков и инструмента. Во время работы могут возникнуть ситуации, требующие обращение в сервисный центр.
- Критический износ тормозных дисков наблюдается в виде выраженной выработки и/или образования буртика высотой 2–3 мм. Внутренний диаметр чаши барабанного тормоза измеряют штангенциркулем. Не должен превышать величины, установленной компанией-производителем.
- Повреждение или износ всех деталей тормозной системы, кроме колодок: уплотнителей, пыльников, пружин, шлангов и поршней.
Отсутствие усложняющих обстоятельств позволяет провести замену. Для дисковых тормозных механизмов действия таковы:
- Поддомкратить автомобиль и снять колесо.
- Отсоединить датчик износа колодок (при наличии).
- Чисткой металлической щеткой удалите загрязнения с тормозных механизмов.
- Отверните болт/болты тормозного суппорта и проверните его руками, чтобы колодки вогнали поршни и суппорт можно было снять.
- Прикрепить тормозной суппорт к пружине подвески крепкой проволокой.
- Вынуть старые колодки.
- Чтобы погрузить поршень полностью в суппорт, лучше использовать струбцину или специальный инструмент, при этом подложить старую колодочку в качестве прокладки.
- Удалите грязь и ржавчину с направляющих суппорта мелкозернистой шкуркой, а после смажьте консистентной смазкой.
- Установить без перекосов новые колодки.
- Составить из разобранных частей изделие.
- Снять автомобиль с домкрата.

При замене колодок на каждой оси оба бока меняются одновременно.
Если говорить о задних барабанных тормозных механизмах, то порядок действий следующий:
- Поставить автомобиль на передачу.
- Поднять автомобиль домкратом и, не прижимая стояночного тормоза, открутить колесо.
- Отрегулировать болты тормозного барабана и снять его.
- Отверткой снять все пружины и тяги для освобождения тросика ручного тормоза.
- Снять старые колодки.
- В обратном порядке собрать тормозной механизм, установив новые колодки.
- Чтобы проверить работу тормозов, поставьте машину на ручник и попробуйте крутить колесо.
- Снять автомобиль с домкрата.
Для надёжной и эффективной работы тормозов после установки новых колодок нужно хорошо их приработать. В течение первых 300 километров (1000 километров, если остались старые тормозные диски) после замены следует избегать резкого торможения.
Самостоятельная замена колодок позволит сэкономить деньги по сравнению с работой мастера. В Москве замена дисковых тормозных колодок без учета стоимости деталей стоит в среднем 1000 рублей, а задних барабанных – в два раза больше.
Краткие тезисы
- Что такое тормозные колодки:
- Металлические детали с резиновыми вставками, предназначенные для торможения и полной остановки машины.
- Существуют типы для дисковых и барабанных тормозов.
- Типы фрикционных накладок:
- Полуметаллы, малометаллы, органические материалы, керамика, металлы.
- По разным параметрам, таким как долговечность, уровень шума, эффективность и стоимость, изделия отличаются друг от друга.
- Как часто менять:
- Дисковые колодки: каждые 30–50 тыс. км.
- Барабанные колодки: до 80+ тыс. км.
- Всё зависит от качества тормозных колодок, веса автомобиля и стиля езды.
- Когда менять:
- При толщине фрикционной накладки менее 2 мм.
- Скрип, вибрация, увеличение длины тормозного пути, наличие металлических частиц на дисках — всё это признаки износа.
- Как менять:
- Смена колодок выполняется с двух сторон оси.
- Для работы с дисковыми тормозами нужно снять колесо, почистить механизмы и заменить колодки.
- Снимите барабан, замените колодки и проверьте работоспособность механизма для барабанных тормозов.
- Экономия при самостоятельной замене:
- В Москве стоимость установки дисковых тормозов составляет 1000 рублей, а барабанных — 2000 рублей (не включая цену деталей).
Авторы
Теги