Начало года ознаменовалось падением чистой прибыли Tesla в Европе на 71%.
В апреле Tesla потерпела неудачу, особенно на европейском рынке. Эксперты считают, что спасти компанию может только новая бюджетная модель.
В некоторых государствах продажи автомобилей Tesla уменьшились в апреле. оказалось рекордным За последние годы спрос рухнул сразу на 81% в Швеции — до самого низкого уровня с осени 2022 года. В Нидерландах наблюдается минус 74%, в Дании — 67%, во Франции — 59%, а в Португалии — 33%.
В апреле Tesla поставила в Швецию всего 203 автомобиля — наименьшее количество с октября прошлого года. В Нидерландах реализовано 382 машины, в Португалии — 302. Некоторые рынки демонстрируют рост: в Италии продано 446 автомобилей (+29% год к году), в Норвегии — 976 (+12%).
Чтобы привлечь больше покупателей к своим продуктам, компания усилила рекламную кампанию в некоторых европейских странах. Клиентам предоставляют скидки, льготные программы кредитования и другие подарки. Однако результата пока нет.
Позиции слабеют, показатели падают
В марте доля Tesla на рынке электромобилей ЕС уменьшилась до 8,8%, против 19,7% годом ранее. Замедление продаж в Европе привело к снижению выручки Tesla на 20% за квартал и обвалу чистой прибыли на 71%.
В то же время общее количество продаж электромобилей увеличивается — в ЕС рост составил 28% по сравнению с апрелем прошлого года. Продажи Tesla в Европе за первый квартал снизились на 37%, что резко отличается от общей тенденции рынка.
Цифры не радуют инвесторов
Межквартальная маржа Tesla (не считая регуляторных кредитов) сократилась до 12,5% в первом квартале, с 13,6% во втором. Это превышает прогноз в 11,8%, но все же меньше ожиданий инвесторов.
Выручка за первый квартал достигла 19,34 миллиардов долларов, что ниже ожидаемого LSEG в 21,11 миллиарда долларов.
Конкуренция с китайскими автопроизводителями
На позиции американской марки оказывают влияние множество факторов: масштабные протесты против Илона Маска в Европе, стремительный рост китайских соперников и задержка запуска обновленного Model Y.
Производители из Китая увеличивают свою долю на европейском рынке авто. По данным аналитиков Rho Motion, марка BYD занимает 2,9% рынка электромобилей в ЕС, а XPeng — 1,2%. В сегменте подключаемых гибридов BYD лидирует с показателем 3,1%, SAIC имеет 3,9%, а Chery — 0,6%.
Эксперты считают, что техническое превосходство Tesla утратило свою очевидность.
По мнению Энди Лейланда, сооснователя SC Insights, преимущество Tesla в области технологий стало менее очевидным.
Надежда на обновленный Model Y
Компания уже открыла предзаказы на обновлённую версию Model Y в большинстве стран Европы, но реальные поставки начнутся не раньше июня. Аналитики предупреждают: даже если новая версия окажется успешной, её влияние на общую динамику станет заметным лишь ближе к середине лета.
По словам Уилла Робертса, руководителя отдела автомобильных исследований Rho Motion, после завершения простоя производства продажи могут возрасти, как и у других производителей электромобилей. Каждый месяц простоя ставит под угрозу годовые прогнозы компании.
Имиджевый удар
Репутационные проблемы у Tesla продолжают нарастать. Илон Маск всё чаще подвергается критике за свои политические взгляды и открытую поддержку Дональда Трампа. В некоторых странах это привело к акциям протеста, вандализму на зарядных станциях и призывам к бойкоту бренда. Опрос Electrifying.com показал, что 59% респондентов заявили, что политическая позиция Маска снизила их интерес к покупке автомобилей Tesla.
Влияние пошлин Трампа
Снижение спроса и нарастающий негатив оказали давление на Tesla, усугубив ситуацию и с точки зрения экономики. ReutersКомпания была вынуждена приостановить поставки некоторых компонентов из Китая после того, как США повысили пошлины на китайский импорт до 145%. В ответ Китай ввел свои ограничения, что привело к временному прекращению заказов на Model S и Model X на внутреннем рынке.
Илон Маск считает необходимым понизить таможенные пошлины и подчеркнул, что Tesla может пострадать в случае макроэкономического спада. По его словам, нынешняя экономическая нестабильность побуждает покупателей откладывать крупные расходы, в том числе на покупку автомобилей.
Без проблем в макроэкономике спрос не снизился бы, заметил Маск.
Он также указал, что новые пошлины окажут наибольшее влияние на энергетическое направление Tesla.
Компания нашла некоторый утешение в том, что маржа первого квартала превысила прогнозы благодаря снижению расходов, но это не смогло предотвратить общее падение показателей.
Политические амбиции на паузе
По итогам многих месяцев, затраченных на критику бюджета и работу над реформами при администрации Трампа, Маск, если судить по недавним сообщениям в X, снова… переключает внимание Он намекнул на возврат к активному руководству Tesla, а также на концентрацию усилий на SpaceX, xAI и Neuralink.
По мнению Шоном Кэмпбелла, инвестора из Camelthorn Investments, у которого есть акции Tesla, увеличение внимания Маска к компании положительно скажется на стоимости акций. Но для настоящего роста необходима весть, например, о том, что Маск покинет правительство и полностью сосредоточится на Tesla.
Снижение прибыли и доли рынка заставляют Tesla рассчитывать на новую модель более доступной ценовой категории. Производство планируется на имеющихся площадках, так как проект отдельной бюджетной платформы был завершен годом назад. Впрочем, согласно сообщениям прессы, старт производства может быть отложен.
Запуск может быть медленнее желаемого, — сказал вице-президент по инжинирингу Ларс Морави.
По словам Морави, новая модель визуально схожа с выпускаемыми автомобилями, так как создаётся на действующих производственных площадках. Главная особенность — цена: «Это автомобили, которые вам по карману».
Перспективы робомобилей
Tesla также подтвердила, что запуск пилотного проекта Запуск роботакси в Остине запланирован на июнь. Компания получает регуляторные одобрения, но эксперты беспокоятся о безопасности и юридических рисках при массовом запуске не до конца отработанных автономных систем.
Маск ответил на вопрос о масштабировании, сказав, что во второй половине 2026 года на дорогах будет миллион полностью автономных Tesla.
На фоне падающего доверия и усиливающейся конкуренции со стороны китайских и традиционных автопроизводителей Tesla ожидает непростой период. Несмотря на слухи о возможной смене руководства, компания отрицает их, а Маск утверждает, что сосредоточится на автомобильном бизнесе. Инвесторы ждут ощутимых результатов в финансовых отчетах, а не заявлений в соцсетях.