Снизилось ли число пьяных водителей в России?

VozBox  » Новости »  Снизилось ли число пьяных водителей в России?

В России меньше стало пьяных водителей, как свидетельствует статистика.
Юристы, занимающиеся делами по нарушениям КоАП и УК, уверены, что данные статистики неточные и число пьяных за рулем не уменьшается.

В России в 2024 году ГИБДД выявила на 81,2 тысячи человек меньше пьяных водителей по сравнению с 2023 годом. Число отказов от медосвидетельствований уменьшилось на 11,6 тысячи случаев. Данные о таких изменениях опубликованы в статистике Госавтоинспекции, изученной РБК. Статистика Судебного департамента при Верховном суде, также проанализированная РБК, демонстрирует снижение уголовных приговоров за управление транспортом в пьяном виде — примерно на 2–4 тысячи случаев ежегодно. Адвокаты, занимающиеся защитой по соответствующим статьям КоАП и УК, полагают, что статистика не отражает действительность, и количество пьющих водителей не уменьшается.

9 апреля по условно-досрочному освобождению из колонии Белгородской области вышел заслуженный артист России Михаил Ефремов. Летом 2020 года в Москве, управляя автомобилем, Ефремов выехал на «встречку» и столкнулся с фургоном. Водитель фургона, 57-летний курьер Дмитрий Захаров, погиб. Экспертиза показала, что в крови Ефремова на момент ДТП содержалось 1,05 мг/л алкоголя, что соответствует 2,1 промилле — такому уровню может соответствовать выпитие примерно бутылки водки. В анализах актера также обнаружили следы каннабиноидов и кокаина.

Ефремова обвинили в нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть человека, совершенном в состоянии опьянения (п. «а» ч. 4 ст. 264 УК). Прокуратура просила назначить Ефремову 11 лет лишения свободы, подчеркивая, что звание артиста не дает права ездить за рулем пьяным. Сам Ефремов во время судебных заседаний отрицал вину, признав её только в финале разбирательства — при выступлении с последним словом. Суд принял его признание как «частичное» и назначил 8 лет лишения свободы. Позже срок заключения был снижен до 7,5 года в апелляционном порядке.

24 марта 2025 года Алексеевский районный суд Белгородской области рассмотрел ходатайство Ефремова об условно-досрочном освобождении. Выступая с речью, актер заверил суд, что все переосмыслил и осознал, признался, что тоскует по профессии, и пообещал отказаться от употребления алкоголя. «Главный мой враг — это алкоголь. Я исключаю его из своей жизни», — сказал Прошение об УДО было удовлетворено, дату выхода из колонии установили на 9 апреля.

В речи перед судом Михаил Ефремов заявил о переосмыслении поступков, признании сожаления и желании вернуться к прежней деятельности. Также он обещал отказаться от алкоголя.
(Фото: Алексей Белкин / news.ru / Глобал Л ook пресс)

Резкий рост «ефремовского» показателя

Адвокаты говорят, что в 2019 году статью 264 УК существенно ужесточили, увеличив наказание. Например, за ДТП с летальным исходом по вине пьяного водителя теперь предусматриваются более длительные тюремные сроки.

В период до 2019 года причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии алкогольного опьянения каралось лишением свободы сроком до четырех лет. С 2019 года этот срок составляет от трех до семи лет. Нарушение правил дорожного движения в состоянии опьянения, повлекшее смерть человека, ранее наказывалось сроками от двух до семи лет лишения свободы, а с 2019 года — от пяти до двенадцати лет. Нарушение ПДД в состоянии опьянения, приведящее к смерти двух или более человек, до 2019 года предполагало наказание в виде лишения свободы сроком от четырех до девяти лет, а с 2019 года — от восьми до пятнадцати лет.

Усиление квалификации преступлений как «тяжелыми» привело к более серьезным юридическим последствиям для участников: увеличение срока давности, усложнение получения УДО, увеличение сроков заключения при наличии нескольких преступлений. В отношении актера Ефремова его приговор в 2020 году, названный многими «жестким», стал результатом изменения УК в 2019 году. Данные Судебного департамента при Верховном суде, изученные РБК, подтверждают это. Обращая внимание на статистику приговоров к срокам от пяти до восьми лет по ч. 3 и ч. 4 ст. 264 УК (как условный «ефремовский» показатель), в 2020 году количество осужденных по сравнению с 2019 годом увеличилось в 7,9 раза, а в 2021 году — уже в 12,9 раза по сравнению с 2019 годом.

В России в 2019 году по ч. 3 и ч. 4 ст. 264 УК к срокам от пяти до восьми лет были приговорены 36 человек, в 2020 — 286 человек, в 2021 — 465 человек, в 2022 — 551 человек, в 2023 году — 534 человека. В первом полугодии 2024 года такие сроки получили 256 человек, что на 30 приговоров больше показателя 2020 года, первого полного года действия статьи 264 УК после ужесточения наказаний.

Стало ли больше заключенных в колониях?

Статья 264 УК состоит из шести частей и девяти пунктов, квалифицирующих обвинение, включая состояние опьянения, оставление места ДТП, управление автомобилем после лишения прав, а также гибель участников аварий. Статистика Судебного департамента за последние шесть лет с момента изменения законодательства в 2019 году показывает, что резкое снижение приговоров по ст. 264 УК произошло только в 2020 году после ужесточения законодательства и осуждения Ефремова. Затем общее количество осужденных немного увеличилось, как и количество «пьяных» преступников, и год от года практически не меняется.

В России по статье 264 УК за 2019 год было осуждено 9066 человек, из которых 2332 находились в состоянии алкогольного опьянения. В 2020 году суды вынесли 7697 приговоров, 1846 из них были вынесены людям, совершившим ДТП в пьяном виде. В 2021-м осужденных по статье 264 УК было 8074 человека, из которых 2092 находились в состоянии алкогольного опьянения. В 2022 году общее количество осужденных по этой статье составило 8370 человек, из них 2101 находился в состоянии алкогольного опьянения. Показатели за 2023 год следующие: всего осужденных по статье 264 УК — 8118 человек, из которых 2019 находились в состоянии алкогольного опьянения. В первом полугодии 2024 года осужденных по статье 264 УК было 4331, из них 940 находились в состоянии алкогольного опьянения.

Статистика приговоров по количеству назначенных лет демонстрирует сначала резкое снижение, затем медленный рост и снова снижение. Определить влияние ужесточения законодательства в 2019 году на качество нарушений ПДД пьяными водителями невозможно.

В 2019 году по статье 264 УК более 400 человек получили сроки менее одного года, в 2020 — почти вдвое меньше, в 2021 — около 200 человек, в 2022 — 211 человек, в 2023 — 132 человека, а за первый полугодие текущего года — 45 человек. При этом для сроков от года до двух лет разница более заметна: в 2019 году к таким срокам приговорены 1029 человек, в 2020 уже 668, затем показатель чуть вырос в 2021 и 2022 годах — 670 и 692 человека соответственно, и в 2023 резко снизился до 474 человек. За первое полугодие 2024 года сроки от года до двух лет лишения свободы по статье 264 УК получили 220 человек. Подобная тенденция наблюдалась с 2020 по 2024 год в части сроков от двух до трёх и от трёх до пяти лет лишения свободы. В части более серьезных приговоров — назначения сроков от восьми до десяти лет лишения свободы по статье 264 УК — статистика показала резкий рост после 2019 года, когда такой приговор получили семь человек. Так, в 2020 году подобные приговоры суды вынесли 33 раза, в 2021 — 76 раз, в 2022 — 80 раз, и в 2023 — 72 раза. За первое полугодие 2024 года сроки от восьми до десяти лет лишения свободы получили 36 человек.

В первой половине 2024 года по делу о вождении в нетрезвом виде судили 20 268 человек, из которых 19 435 находились под воздействием алкоголя.
Картинка из Комсомольской правды, предоставленная Global Look Press.

Адвокат Леонид Абгаджава считает, что в местах лишения свободы увеличилось количество заключенных, отбывающих срок за пьяное вождение. Возможно, это связано с тем, что суды чаще назначают следственный изолятор в качестве меры пресечения и приговаривают к срокам более двух лет чаще, чем к наказанию сроком менее года. «Сугубо по личным ощущениям, после изменений УК в 2019 году люди, нарушающие ПДД и управляющие автомобилем в нетрезвом виде, стали гораздо чаще попадать в колонии и СИЗО, — говорит Абгаджава. — И там стали «заметны», сложилась определенная группа. То есть, если отвлечься от статистики, то изменения 2019 года привели к тому, что таких людей больше стало в колониях. Но стало ли безопаснее на дорогах? Оценить этот фактор я не могу».

Согласно данным Судебного департамента, количество условно-досрочных освобождений ежегодно сокращается. Ведомство не предоставляет статистику УДО по статьям УК и публикует только общие цифры, включающие УДО по приговорам к лишению свободы, содержанию в дисциплинарной воинской части и принудительным работам (ч. 1 ст. 79 УК, п. 4 ст. 397 УПК). В 2023 году суды одобрили 28 027 ходатайств об УДО, что в 1,6 раза меньше, чем в 2019 году (45 387). В 2020 году количество одобренных УДО составило 39 175, в 2021 — 29 759, в 2022 — 27 093. В первом полугодии 2024 года суды одобрили 13 052 ходатайства. По этой причине тенденция к снижению может продолжиться.

Десятки тысяч человек ежегодно

Статья Уголовного кодекса прямо называет нарушение — «Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость» (ст. 264.1 УК). Данные Судебного департамента по применению этой нормы показывают масштаб проблемы пьянства за рулем в России. Впрочем, наблюдается снижение приговоров с каждым годом.

В 2019 году по статье об управлении транспортом в состоянии опьянения было осуждено 59 498 человек. Из них исключительно под воздействием алкоголя находились 54 196 человек. В 2020 году количество осужденных снизилось до 57 731 человека. В 2021 году показатель вырос до 58 418 человек, а в 2022 году — до 55 602. В 2023 году произошло резкое снижение до 48 655 осужденных. В первой половине 2024 года по статье о пьяном вождении осуждено 20 268 человек.

Адвокат Денис Кунаев отмечает, что статья 264.1 УК была введена в 2015 году и усилена конфискацией автомобиля нарушителя в 2022 году. «Однако положительного влияния такой законодательной активности не наблюдается,— говорит Кунаев.— Исходя из моей практики по таким делам, большинство водителей принимают решение сесть за руль в состоянии опьянения ситуативно. Крайне маловероятно, что кто-то в этот момент всерьез будет гуглить санкции — нарушители рассчитывают остаться незамеченными или откупиться. На это указывает и внушительное количество уголовных дел по статье 264.1 УК — люди, будучи лишенными права управления в обозримом прошлом, садятся за руль в состоянии опьянения и не думают о возможных проблемах в будущем».

Адвокат Леонид Абгаджава считает важным оценивать степень общественной опасности в каждом отдельном случае правонарушения. Несмотря на объединяющий признак — совершение правонарушения — например, на сельской дороге и в центре мегаполиса следует отдельно оценивать общественную опасность. В этой оценке должны участвовать все: от инспекторов ДПС до следователей и судов. В пример адвокат приводит серию ДТП в Зеленограде в 2024 году: «Водитель, находясь в состоянии опьянения, устроил ДТП — врезался в другую машину на светофоре, а когда приехали сотрудники ДПС, протаранил своей машиной их автомобиль. Было возбуждено уголовное дело, и суд удовлетворил ходатайство следствия — в качестве меры пресечения избрать запрет определенных действий [то есть оставить человека на свободе], а не домашний арест и не СИЗО. Примерно через полтора месяца в таком же состоянии тот же обвиняемый сбивает насмерть человека».

Значительное число уголовных дел по статье 264.1 УК свидетельствует о том, что люди, утратившие право управлять транспортными средствами в недалёком прошлом, садясь за руль в состоянии алкогольного опьянения, не раздумывают о возможных будущих трудностях.
(Изображение: Илья Москальченко / Ura.ru / Global Look Press)

Парадоксальное снижение

Статистика Госавтоинспекции показывает, что россияне стали меньше пить за рулем. Ведомство открыто публикует данные по статьям Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), связанным с пьяным вождением.

Законодательство по этим статьям ужесточили последний раз 1 января текущего года: штраф подняли с 30 до 45 тысяч рублей. Предыдущее ужесточение произошло в 2013 году, тогда к лишению прав на полтора-два года добавили обязательный штраф в 30 тысяч рублей. Адвокат Денис Кунаев напоминает, что до осени 2004 года применялся либо не слишком большой штраф, либо лишение права управления сроком в год.

Количество водителей, привлекаемых к ответственности ГИБДД ежегодно исчисляется сотнями тысяч. В 2020 году инспекторы выявили 14 007 835 нарушителей правил дорожного движения. Из них в состоянии опьянения находились 294 057 человек, из которых 274 497 — под воздействием алкоголя. Освидетельствование отказались пройти 170 224 человека. В 2021 году количество выявленных нарушителей увеличилось до 14 141 106 человек. Из них в состоянии опьянения находились 291 128 человек, под воздействием только алкоголя — 272 369 человек. Освидетельствование отказались пройти 171 526 человек. В 2022 году произошло резкое снижение — инспекторы выявили 12 825 937 нарушителей правил дорожного движения, из которых в опьянении находились 288 461 человек, и исключительно пьяными были 270 126 человек. Освидетельствование отказались пройти 166 452 человека.

В 2023 году общее число нарушений снизилось, но количество водителей в нетрезвом состоянии увеличилось. В этом году было выявлено 12 152 057 нарушителей, из них 319 475 находились в состоянии опьянения (302 359 человек — под воздействием алкоголя). Экспертизу отказались проходить 158 688 человек. В 2024 году ситуация изменилась: из 11 824 066 нарушителей за рулем в нетрезвом состоянии находились 236 664 человека (под воздействием алкоголя — 221 135). Экспертизу отказались проходить 147 060 человек.

Если изучить данные ГИБДД за 2018 и 2019 годы, то становится ясно: количество водителей-нарушителей ежегодно превышало семнадцать миллионов человек. В 2018 году за рулем без трезвости были пойманы 314 623 человека, а в 2019 – 278 499. От медосвидетельствования отказались соответственно 184 940 и 169 012 человек.

Культура вождения

Адвокат Денис Кунаев указывает на два обстоятельства, которые могут быть связаны со статистикой снижения «пьяных» правонарушений за рулем. Во-первых, МВД демонстрирует «качество своей работы в области профилактики правонарушений». Однако, по его мнению, отбросив игры со статистикой, ответ связан с сокращением численности личного состава и передачей функционала инспекторов дорожным камерам, которые «не способны устанавливать состояние опьянения». Он сомневается в статистике ГИБДД. Кунаев обращает внимание на резкое снижение общего числа правонарушений в 2020 году во время пандемии COVID-19. Однако у него нет данных о пропорциональном снижении «синих» статей. По его наблюдениям и наблюдениям коллег, за последние годы увеличивается количество отказов от медицинского освидетельствования по сравнению с управлением в состоянии опьянения. Это объясняется двумя факторами: лень инспекторов, так как отказ проще оформить, и затруднительность освидетельствования — не везде есть поверенный прибор и действующая медицинская лицензия.

В 2024 году среди 11 824 066 нарушителей правил дорожного движения в состоянии опьянения находились 236 664 человека, а под действием алкоголя — 221 135.
(Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»)

Адвокат отмечает, что инспекторы часто пытаются убедить водителей отказаться от освидетельствования, чтобы сэкономить время. По словам Дениса Кунаева, эта практика более распространена в регионах из-за больших расстояний до места проведения проверки. Адвокаты также фиксируют подобные действия в городах с развитым каршерингом: при выявлении опьянения у водителя возникают сложности с завершением аренды автомобиля. Данные о вынужденных отказах от освидетельствования не попадают в статистику ГИБДД.

Денис Кунаев считает, что проблему небрежного вождения нельзя игнорировать. Вместе с тем, по его мнению, её природа в провинции и в больших городах различна.

В Москве пьяный водитель надеется, что среди множества машин его вероятность остановить мала. В Тверской области соблазн проехать пару километров до соседней деревни велик. Адвокат говорит: «если что — в поле сверну». Как изменить такую практику? Сложно представить. Запретами и санкциями это отношение к безопасности не исправить. Раньше никто за рулем не пристегивался, считалось дурным тоном. Но все изменилось: я проверяю, пристегнулась ли мама, и почти всегда прошу пристегнуться пассажиров. Дети делают это без напоминаний. Дело в культурном коде водителей и пассажиров разных поколений. Часто замечаю пристегнутый лишь для видимости ремень, а то и вовсе без него — с «обманкой» в замке.

Культура использования ремней безопасности возникла после внедрения в автомобили систем оповещения о не пристегнутом ремне. В случае управления автомобилем в состоянии опьянения помощь могут принести, по словам собеседника РБК, технологические решения.

Авторы
Теги