
Снизилось количество пьяных водителей в России, как следует из статистики.
Юристы, защищающие по делам об административных и уголовных правонарушениях, верят, что цифры статистики не соответствуют действительности и количество пьющих водителей не уменьшается.
В 2024 году ГИБДД выявила на 81,2 тыс. человек меньше пьяных водителей, чем в 2023 году. Отказов от медосвидетельствований стало меньше на 11,6 тыс. случаев. Статистика Госавтоинспекции, которую изучил РБК, содержит эти данные. Судебный департамент при Верховном суде показывает тенденцию снижения уголовных приговоров за управление транспортом в пьяном виде — в среднем на 2–4 тыс. случаев ежегодно. Адвокаты, занимающиеся делами по статьям КоАП и УК, считают, что статистика не отражает реальности, и пьющих водителей меньше не становится.
Сегодня, 9 апреля, по условно-досрочному освобождению из колонии в Белгородской области вышел Михаил Ефремов. Летом 2020 года в Москве он, управляя автомобилем, выехал на встречную полосу и допустил столкновение с фургоном. Водитель фургона, курьер Дмитрий Захаров, погиб. Экспертиза показала содержание алкоголя в крови Ефремова на момент ДТП — 1,05 мг/л, что соответствует 2,1 промилле. Такой показатель может быть достигнут после употребления примерно бутылки водки. В анализах актера также обнаружили следы каннабиноидов и кокаина.
Ефремову предъявили обвинение в нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть человека и совершенное в состоянии опьянения (п. «а» ч. 4 ст. 264 УК). Прокуратура добивалась для Ефремова 11 лет лишения свободы (максимальный срок — 12 лет), напоминая, что звание артиста не освобождает от ответственности за вождение в нетрезвом виде. В процессе судебных заседаний Ефремов отрицал вину и признал ее только во время последнего слова — то есть в конце разбирательства. Суд принял его признание как «частичное» и назначил 8 лет лишения свободы. Позже, в апелляционном порядке, срок заключения сократили до 7,5 года.
24 марта 2025 года Алексеевский районный суд Белгородской области рассмотрел ходатайство Ефремова об условно-досрочном освобождении. Актер, выступая с речью, заверил суд, что всё переосмыслил и осознал, признался, что тоскует по профессии, и пообещал бросить пить. «Главный мой враг — это алкоголь. И я исключаю его из своей жизни», — сказал Прошение об условно-досрочном освобождении было удовлетворено, дату выхода из колонии назначили на 9 апреля.
Резкий рост «ефремовского» показателя
Адвокаты говорят, что в 2019 году статью 264 УК существенно ужесточили, увеличив наказание. В частности, за ДТП с летальным исходом по вине пьяного водителя ввели более длительные тюремные сроки.
Причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии алкогольного опьянения до 2019 года наказывалось до четырёх лет лишения свободы, с 2019 года — от трёх до семи лет. Нарушение ПДД в состоянии опьянения, повлекшее смерть человека, ранее каралось сроками от двух до семи лет лишения свободы, но с 2019 года — от пяти до двенадцати лет. Нарушение ПДД в состоянии опьянения, повлекшее смерть двух или более человек раньше предполагало наказание от четырёх до девяти лет, но с 2019 года — от восьми до пятнадцати лет.
Усиление квалификации таких преступлений «тяжестью» привлекло более серьезные юридические последствия для фигурантов: увеличение срока давности, усложнение получения УДО, увеличение сроков заключения при сложении преступлений, если таковых несколько. Приговор Ефремову в 2020 году, который многие называли «жестким», как раз результат изменения УК в 2019 году. Данные Судебного департамента при Верховном суде, изученные РБК, это подтверждают. Статистика приговоров к срокам от пяти до восьми лет включительно по ч. 3 и ч. 4 ст. 264 УК (то есть взять условный «ефремовский» показатель), показывает увеличение осужденных в 7,9 раза по сравнению с 2019 годом в 2020 году, а в 2021 году — уже в 12,9 раза.
В 2019 году по ч. 3 и ч. 4 ст. 264 УК России приговорили к срокам от пяти до восьми лет 36 человек, в 2020 — 286 человек, в 2021 — 465 человек, в 2022 — 551 человек, в 2023 году — 534 человека. За первый полугодие 2024 года такие сроки получили 256 человек, что на 30 приговоров больше показателя 2020 года.
Стало ли больше заключенных в колониях?
Статья 264 УК разделена на шесть частей и девять пунктов, квалифицирующих обвинение, включая состояние опьянения, оставление места ДТП, управление автомобилем после лишения прав, а также гибель участников аварий. Данные Судебного департамента за последние шесть лет показывают резкое снижение приговоров по ст. 264 УК только в 2020 году после ужесточения законодательства и осуждения Ефремова. После этого общее количество осужденных немного увеличилось, как и число «пьяных» преступников, а ежегодные показатели почти не изменяются.
В 2019 году по ст. 264 УК было осуждено 9066 человек, из которых 2332 совершили ДТП в пьяном виде. В 2020 году суды вынесли 7697 приговоров, 1846 — людям, находившимся в состоянии алкогольного опьянения во время ДТП. В 2021-м осужденных по ст. 264 УК было 8074 человека, из них 2092 совершили ДТП в пьяном виде; в 2022 году — 8370 человек, из них 2101 находился в состоянии алкогольного опьянения во время ДТП. Показатели за 2023 год: всего осужденных по ст. 264 УК — 8118 человек, из них 2019 совершили ДТП в пьяном виде. В первом полугодии 2024 года осужденных по ст. 264 УК было 4331 человек, из них 940 находились в состоянии алкогольного опьянения во время ДТП.
Статистика приговоров по срокам лишения свободы демонстрирует сначала существенное снижение, затем медленный рост и снова снижение. Поэтому оценить влияние ужесточения законодательства в 2019 году на качество нарушений ПДД пьяными водителями не представляется возможным.
В 2019 году по статье 264 УК получили приговоры сроком менее одного года 449 человек, в 2020 — почти вдвое меньше, 242 человека, в 2021 году — 200 человек, в 2022 году — 211 человек, в 2023 году — 132 человека. В первом полугодии текущего года — 45 человек. Срок от одного до двух лет по статье 264 УК в 2019 году получили 1029 человек, а в 2020 уже 668 человек, затем показатель немного вырос в 2021 и 2022 годах — 670 и 692 человека соответственно. В 2023 году резко снизился до 474 человек. В первом полугодии 2024 года сроки от одного до двух лет лишения свободы по статье 264 УК получили 220 человек. Похожая тенденция сохранялась в период с 2020 по 2024 год в отношении сроков от двух до трех и от трех до пяти лет лишения свободы. Однако в части более серьезных приговоров — назначения сроков от восьми до десяти лет лишения свободы по статье 264 УК — статистика показала резкий рост после 2019 года, когда такой приговор получили семь человек. В 2020 году подобные приговоры суды вынесли 33 раза, в 2021 — 76 раз, в 2022 — 80 раз, и в 2023 — 72 раза. В первом полугодии 2024 года сроки от восьми до десяти лет лишения свободы получили 36 человек.
Адвокат Леонид Абгаджава считает, что в исправительных учреждениях и СИЗО возросло количество заключенных, отбывающих сроки за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Возможно, это связано с тем, что суды чаще назначают следственный изолятор в качестве меры пресечения и выносят приговоры к срокам более двух лет чаще, чем к наказанию сроком менее года. «Сугубо по личным ощущениям, после изменений УК в 2019 году люди, нарушающие ПДД и управляющие автомобилем в нетрезвом виде, стали гораздо чаще попадать в колонии и СИЗО, — говорит Абгаджава. — И там стали «заметны», сложилась определенная группа. То есть, если отвлечься от статистики, то изменения 2019 года привели к тому, что таких людей больше стало в колониях. Но стало ли безопаснее на дорогах? Оценить этот фактор я не могу».
Данные Судебного департамента свидетельствуют о сокращении ежегодного числа условно-досрочных освобождений. Ведомство не предоставляет статистику УДО по разделам УК и публикует лишь общие показатели, включающие УДО по приговорам к лишению свободы, содержанию в дисциплинарной воинской части и принудительным работам (ч. 1 ст. 79 УК, п. 4 ст. 397 УПК). В 2023 году суды удовлетворили ходатайства об УДО (28 027) на 1,6 раза меньше, чем в 2019 году (45 387). В 2020 году одобренных УДО было 39 175, в 2021 — 29 759, в 2022 — 27 093. Тенденция к сокращению может сохраниться и в 2024 году, так как в первом полугодии 2024 года суды одобрили 13 052 ходатайства.
Десятки тысяч человек ежегодно
Статья Уголовного Кодекса прямо называет правонарушение «Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость» (ст. 264.1 УК), что отличает ее от ст. 264 УК. Данные Судебного департамента по применению этой нормы красноречивее всего показывают масштаб проблемы пьянства за рулем в России. Однако и здесь можно заметить снижение приговоров ежегодно.
В 2019 году по статье об управлении транспортом в состоянии опьянения было осуждено 59 498 человек, из которых 54 196 находились исключительно под воздействием алкоголя, а 5 302 — только под действием запрещенных веществ. В 2020 году количество осужденных по ст. 264.1 УК снизилось до 57 731 человек (из них в состоянии алкогольного опьянения — 52 194). В 2021 году показатель чуть вырос — до 58 418 человек (из них в состоянии алкогольного опьянения 54 201). Рост сохранился и в 2022 году — 55 602 человека были осуждены за вождение в нетрезвом виде (из них в состоянии алкогольного опьянения 50 531). В 2023 году произошло резкое снижение — 48 655 осужденных, из них под действием алкоголя — 43 927 человек. В первой половине 2024 года по статье о пьяном вождении осуждено 20 268 человек, из них под действием алкоголя находились 19 435 человек.
Адвокат Денис Кунаев отмечает, что статья 264.1 была внесена в УК в 2015 году и усилена конфискацией автомобиля нарушителя в 2022 году. «Однако положительного влияния такой законодательной активности не удаётся выявить, — говорит Кунаев. — Из моей практики по таким делам большинство водителей принимают решение сесть за руль в состоянии опьянения ситуативно. Крайне маловероятно, что в этот момент кто-то всерьез начнет искать информацию о санкциях — нарушители рассчитывают остаться незамеченными или откупиться. На это указывает и внушительное количество уголовных дел по статье 264.1 УК — люди, лишенные права управления в обозримом прошлом, садятся за руль в состоянии опьянения и не думают о возможных проблемах в будущем».
В каждом случае важно оценивать степень общественной опасности, считает адвокат Леонид Абгаджава. Несмотря на то, что все правонарушения объединяет признак совершения нарушения закона, например, на сельской дороге и в центре мегаполиса следует отдельно оценивать общественную опасность. В этой оценке должны участвовать все: от инспекторов ДПС до следователей и судов. В пример адвокат приводит серию ДТП в Зеленограде в 2024 году: «Водитель в состоянии опьянения устроил ДТП — врезался в другую машину на светофоре, а когда приехали сотрудники ДПС, протаранил своей машиной их автомобиль. Было возбуждено уголовное дело, и суд удовлетворил ходатайство следствия — в качестве меры пресечения избрать запрет определенных действий [то есть оставить человека на свободе], а не домашний арест и не СИЗО. Примерно через полтора месяца в таком же неадекватном состоянии тот же обвиняемый сбивает насмерть человека».
Парадоксальное снижение
Статистика Госавтоинспекции показывает, что россияне стали меньше пить за рулем. Ведомство публикует данные по статьям Кодекса об административных правонарушениях, связанным с пьяным вождением. Например, речь о статьях «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения» (12.8 КоАП) и «Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения» (12.26 КоАП). Ответственность по ним одинаковая — штраф 45 тыс. руб. и лишение прав на срок от полутора до двух лет либо административный арест до 15 суток.
Последние изменения в законодательстве по этим статьям произошли 1 января текущего года — штраф возвели с 30 до 45 тысяч рублей. Ранее ужесточение было в 2013 году, тогда к лишению прав на полтора-два года добавили обязательный штраф в 30 тысяч рублей. Юрист Денис Кунаев напоминает, что до осени 2004 года допускался только незначительный штраф или лишение права управления на год.
В отличие от уголовных статей, где число осужденных исчисляется десятками тысяч, статистика ГИБДД ежегодно фиксирует сотни тысяч нарушителей правил дорожного движения. В 2020 году инспекторы выявили 14 007 835 водителей-нарушителей. Из них находились в состоянии опьянения 294 057 человек, из которых 274 497 — исключительно под действием алкоголя. Медосвидетельствование отказались пройти 170 224 человека. В 2021 году число выявленных нарушителей увеличилось до 14 141 106 человек, из них в состоянии опьянения находились 291 128 человек, под действием только алкоголя — 272 369 человек. Отказаться от медосвидетельствования заявили 171 526 человек. В 2022 году произошло резкое снижение: инспекторы выявили 12 825 937 водителей, нарушивших ПДД. Из них в опьянении находились 288 461 человек, и исключительно пьяными были 270 126 человек. Об отказе в освидетельствовании заявили 166 452 человека.
В 2023 году общее число нарушений уменьшилось, но количество водителей в нетрезвом виде выросло. В этот год было зафиксировано 12 152 057 нарушителей, из которых 319 475 находились в состоянии алкогольного опьянения. 302 359 человек употребляли алкоголь. 158 688 водителей отказались от освидетельствования. В 2024 году число нарушений снизилось. Из 11 824 066 водителей с нарушениями, 236 664 находились в нетрезвом состоянии. Под действием алкоголя было 221 135 человек. 147 060 водителей отказались от освидетельствования.
Проанализировав данные ГИБДД за 2018 и 2019 годы, можно увидеть, что число правонарушителей ежегодно превышало 17 млн человек. В 2018 году за рулем без прав были пойманы 314 623 человека, в 2019 — 278 499 человек. В 2018 и 2019 годах от медосвидетельствования отказались соответственно 184 940 и 169 012 человек.
Культура вождения
Адвокат Денис Кунаев считает, что статистику снижения числа правонарушений за рулем из-за алкоголя можно объяснить двумя факторами. Во-первых, МВД демонстрирует эффективность своей работы в сфере профилактики. Во-вторых, сокращение штата сотрудников ГИБДД и передача функций инспекторам дорожным камерам может привести к такому результату. Кунаев полагает, что камеры не способны определять состояние опьянения водителя. Он сомневается в статистике ГИБДД, обращая внимание на резкое снижение общего числа правонарушений в 2020 году, когда большинство водителей находились дома из-за пандемии. В то же время число «синих» статей не сократилось пропорционально. В последние годы адвокат и его коллеги отмечают рост отказов от медицинского освидетельствования по сравнению с количеством выявленных случаев управления в состоянии опьянения. Это, по мнению Кунаева, объясняется леностью сотрудников ГИБДД, так как оформление отказа проще, а также затруднительностью освидетельствования — не везде есть лицензированные медицинские кабинеты и квалифицированные специалисты.
Адвокат сообщил, что инспекторы часто пытаются убедить водителей отказаться от освидетельствования, чтобы сэкономить время. По словам Дениса Кунаева, эта практика распространена в регионах из-за большого расстояния между местом остановки и пунктом освидетельствования. Вторая зона, где фиксируются подобные действия инспекторов, — города с популярными каршеринговыми услугами, так как при выявлении опьянения водителя возникают сложности с завершением аренды автомобиля. В статистику ГИБДД не входят данные о вынужденных отказах проходить медицинское освидетельствование.
Денис Кунаев отмечает проблему небрежного вождения, но указывает на ее разные причины в сельской местности и крупных городах.
В Москве пьяный водитель рассчитывает, что среди множества машин шансов остановить именно его невелики. В Тверской области соблазн проехать пару километров до соседней деревни велик — «если что — в поле сверну», — говорит адвокат. Как изменить эту порочную практику, сложно представить. С одной стороны, одними запретами и санкциями отношение к правилам безопасности не исправить. Когда-то за рулем не пристегивался никто, это считалось дурным тоном. Но все изменилось — я до сих пор перед началом движения проверяю, пристегнулась ли моя мама, и почти всегда прошу пристегнуться. При этом дети делают это без лишних напоминаний. Дело в культурном коде водителей и пассажиров разных поколений. Часто замечаю пристегнутый лишь для видимости ремень, а то и вовсе без него — с «обманкой» в замке, чтобы машина «не ругалась».
Культура использования ремней безопасности появилась после внедрения систем оповещения об отсутствующем надетом ремне. Возможно, что изменения в управлении в состоянии опьянения появятся с помощью технологий.