Снижена ключевая ставка до 18%: ожидания покупателей автомобилей.

VozBox  » Новости »  Снижена ключевая ставка до 18%: ожидания покупателей автомобилей.

Эксперт Марголин считает, что сейчас подходящее время для приобретения машины.

25 июля прошел очередной совет Центробанка по ключевой ставке. принял решение Снизить её сразу на 200 базисных пунктов — с 20 до 18%. Такое решение не стало неожиданным: большинство экспертов ожидали снижения ставки до 19% или более существенной корректировки. 21 из 30 участников консенсус-прогноза РБК. предположили Перед заседанием ожидают снижение ставки на 200 базисных пунктов до 18% годовых.

Напомним, что по результатам прошлого заседания, прошедшего 6 июня, ЦБ впервые за три года принял решение Центробанк понизил ключевую ставку с 21 до 20 процентов годовых. В последний раз это произошло 16 сентября 2022 года, когда регулятор уменьшил её на 50 базисных пунктов — до 7,5 процентов.

Регулятор в пресс-релизе по итогам июня зафиксировал снижение проинфляционных рисков и намекнул на возможность более решительных действий по понижению ключевой ставки. Вместе с тем, релиз содержал информацию об отклонении российской экономики от траектории сбалансированного роста, высоких инфляционных ожиданиях и ухудшении условий внешней торговли.
В нём также говорилось о предпосылках к возвращению инфляции к 4% в 2026 году. Росстат впервые за 2025 год в июле…
зафиксировал В течение недели цены на товары и услуги в России уменьшились на 0,05%.

За день до следующего собрания Центробанка глава Совета Федерации Валентина Матвиенко предположилаПо мнению экспертов, к концу года ключевая ставка может быть снижена на несколько процентов. Для этого есть все предпосылки. спрогнозировал Эксперт считает, что для стабилизации экономики необходимы более существенные меры, чем понижение ставки на 100-200 базисных пунктов, предпринятое в июле, и призвал Центробанк к решительнейшим действиям.

Значение ключевой ставки для автомобильного рынка.

Базовая ставка, которую устанавливает регулятор, является главным показателем, прямо влияющим на цену кредитов. Без обращения к последним для большинства граждан России покупка автомобиля становится нереальной задачей. Чем больше ключевая ставка ЦБ, тем дороже привлеченные деньги обходятся банкам, и тем выше процент по кредиту для их клиентов.

Решение о снижении ключевой ставки ЦБ принималось в сентябре 2022 года, но после этого ставка только увеличивалась. С октября 2024 года она достигла рекордного уровня в 21%.

Эксперты отмечают положительные последствия июньского понижения ключевой ставки на 1%. После решения ЦБ банки активнее снижают процентные ставки по вкладам, а вот стоимость кредитов почти не изменилась. Рост потребительского и ипотечного кредитования, а также рост бизнеса в некоторых отраслях продолжают замедляться. Поддержание ключевой ставки на высоком уровне охлаждает экономику, а ощутимое понижение «ключа» может по мнению управляющего директора ГК «Альфа-Лизинг» Максима Агаджанова, повысить покупательскую активность, в том числе у тех, кто давно хотел приобрести новый автомобиль.

По мнению Агаджанова, снижение ключевой ставки поспособствует росту экономики, сделает кредиты и лизинг более доступными, увеличит покупательную способность граждан, а это, в свою очередь, приведет к активному приобретению автомобилей потребителями.

Как повлияет снижение ставки

Ольховский подчеркнул задержанность влияния понижения процентной ставки.

Снижение ставки сегодня повлияет на стоимость автокредитов через 3–4 месяца. Накопление этого эффекта также отразится в течение этого периода. В результате оживится рынок, и такой тренд может сохраниться в последующих периодах.

По нынешнему мнению Ольховского, российское автокредитование вернулось к уровню начала своего существования в стране, а его масштабы зависят от политики Центрального банка.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», считает, что снижение ключевой ставки может сказаться на производителях автомобилей, потребителях, других участниках рынка и банках.

Аналитик говорит, что эффект будет таким:

Подешевеют займы, бизнес станет лучше зарабатывать, а люди смогут брать кредиты по выгодным ценам. В итоге может увеличиться спрос на автомобили.

Директор по маркетингу маркетплейса Emex Иларион Демчиков указал, что проценты по автокредитам ограничены уровнем ключевой ставки плюс 5 процентных пунктов, пока остаются на уровне 20–26% годовых.

По информации июня 2025 года средневзвешенная процентная ставка по кредитам на новые автомобили составляла 13,6%. Эксперт уточнил: снижение ключевой ставки стимулирует экономику, повышает доступность кредитов и увеличивает покупательную способность населения.

Руководитель продаж еКредит (входящий в состав Авто.ру) Никита Марголин отметил, что решение ЦБ дало ясный сигнал о планах регулятора на будущее.

Два последовательных снижения ключевой ставки – показатель того, что регулятор полагает инфляционные риски управляемыми и готов стимулировать экономику. Для автомобильной отрасли это означает более мягкие условия кредитования: кредиты и лизинг становятся немного доступнее, что особенно актуально при высокой стоимости автомобилей и усиленных требованиях банков к заемщикам.

Решение — сигнал для потенциальных покупателей. По словам Марголина, оно демонстрирует бизнесу и населению, что цикл ужесточения монетарной политики сменяется фазой послабления: люди могут обдумать крупные покупки, например автомобили, вместо того, чтобы хранить средства на счетах.

Какую ставку ждут

Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр», считает, что комфортное приобретение автомобилей россиянами возможно только при ставке ниже 10% годовых. Сейчас на рынке подержанных автомобилей и коммерческой техники стоимость кредитов и лизинга превышает допустимые показатели — около 30%. Также банки отказывает в выдаче кредитов.

Чтобы стабилизировать рынок, ставка должна быть меньше 10%. По словам эксперта, для стабильного роста рынка, если учитывать опыт других стран, нормальная ставка – 4–5%.

Терлюкевич считает, что на рынке новых автомобилей положение несколько улучшилось: существуют кредиты от производителей со льготными ставками, делающие покупку автомобиля доступнее.

Андрей Ольховский считает, что процентная ставка по автокредитам не должна превышать 16–18% в год. По его мнению, такой уровень процентов соответствует реальным возможностям клиентов платить как проценты, так и сам долг.

Эксперт считает комфортной ставкой величину до двенадцати процентов. Только при таком показателе у бизнеса будет возможность для развития.

При ставке ниже 10% много бизнесов сможет развиваться. При ставке ниже 8% большинство, в том числе и индустриальных, смогут создавать новые проекты.

Иларион Демчиков считает, что для оживления продаж ключевая ставка должна быть в диапазоне 12–14%. При этом стоимость автокредитов снизится до 10–12%, выпуск кредитов увеличится на 20–25%, а продажи вырастут на 15%.

Сокращение процентной ставки на 4–5 процентов пунктов может поощрить отложенный спрос и перенаправить накопления из банковских вкладов в автомобилестроение.

В январе-июне 2025 года в стране было выдано 460,1 тысяч автомобильных кредитов, а за аналогичный период 2024 года — 799,8 тысяч. Снижение ключевой ставки должно способствовать нормализации ситуации, но этот эффект не станет мгновенным. Для стимулирования спроса на машины власти могут применить ряд других механизмов, к таковым можно отнести:

  • Программы для покупки машины, такие как «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль».
  • Государственные организации и ведомства получают больше машин.
  • Развитие экспорта российских автомобилей за рубежом.

Генеральный директор ООО «ЭМ Рус» Илья Рашкин считает прогноз Германа Грефа о снижении ставки до 15–16% к концу года реалистичным. По его словам, ощутимый рост спроса на авторынке случился бы при ставке на уровне 10–12%.

Сегодняшние ставки — преграда для покупателей авто. Лизинговые коммерческие ставки превышают 30%, а кредиты на машины предлагаются под 30–35% при среднем сроке в 3–5 лет. Такие условия обременительны, поэтому люди скорее выберут вариант подождать и купить машину по более приемлемой цене.

Аналитик привел пример с ставками в других государствах: в США – 5–5,5%, в Китае – ещё меньше.

«Для российского рынка автомобилей целесообразной считается ставка в 10–12%», — подчёркивает эксперт.

Высокий уровень «ключа» приводит к трудностям для производителей автомобилей.

Проблема недостатка оборотных средств, особенно у крупных компаний, например АвтоВАЗ, связана с высокой ключевой ставкой. Низкая рентабельность автомобильного бизнеса и высокая стоимость заимствований негативно сказываются на его стабильности. Кроме того, разовые меры поддержки, такие как программы трейд-ин и временные скидки, стимулируют спрос. Ситуация на складах подтверждает это: автомобили есть, продавать нужно, поэтому будут скидки.

Следующий по расписанию пункт встречи совета Центробанка о процентной ставке назначен на сентябрь двадцать пять лет.