
Тарасов, автоэксперт, назвал главные ошибки при регулировке сход-развала колес.
По каким признакам определить неправильную установку углов колес, когда необходима регулировка, нужно ли настраивать заднюю ось и сколько обойдется такая услуга в сервисе?

Эксперт расскажет о том, что такое развал-схождение, и о возможности самостоятельного выполнения этой процедуры.
Среди услуг автосервиса наиболее популярна — регулировка схода-развала колесЭта процедура особенно важна в межсезонье, когда автовладельцы меняют шины. Понимание принципов работы подвески позволяет выявить возможные проблемы с управляемостью автомобиля и вовремя устранить их.
Что такое развал-схождение
«Сход-развал» или «развал-схождение» — это регулировка углов установки колес автомобиля.
Servicemen sometimes use English terms like Camber (razval), Caster (prodolny naklon osi povorota) and Toe-Tracking (skhod) to refer to this procedure.

Схождение Это расположение колес по направлению длины друг относительно друга. При взгляде сверху оси колес параллельны – всё нормально. Если передние края смотрят друг на друга, это положительное сходство, а если в разные стороны – отрицательное. Первое повышает устойчивость на высоких скоростях, второе – управляемость, колеса быстрее реагируют на руль. Но отклонение от нормативов производителя ухудшит все показатели.
Развал Это угол между условной вертикальной линией и плоскостью вращения колеса. Визуализировать развал можно, представив прямые линии между нижними и верхними точками шин передней оси. В идеале получится прямоугольник. Развал может быть нейтральным или нулевым (идеальный прямоугольник), положительным (когда верхние точки колес наклонены от кузова наружу) или отрицательным (когда верхние точки колес наклонены к кузову).
Изменение развала при движении свойственно автомобилям с адаптивными подвесками и подвеской типа макферсон. Отрицательный развал улучшает управляемость на кругах, а положительный применяется при большой нагрузке. Кастер – угол продольного наклона оси поворота, обычно не превышающий 1–4 градуса. При правильном угле боковые силы стремятся вернуть руль в нейтральное положение после отпускания его в повороте. Это также обеспечивает стабилизацию машины на поворотах.
Для чего нужен развал-схождение
Регулирование развала и схождения углов поворота колес улучшает управление автомобилем на дороге, повышая его маневренность. От точности настройки этой системы зависит безопасность водителя и находящихся в салоне людей.

Что будет если не делать развал-схождение
Часть водителей полагают, что процедура не обязательна, если визуально непонятно, повернуты ли колеса в разные стороны. В каждом случае лучше обратиться к специалисту в автосервисе. Без «схода-развала» (или при его неправильном выполнении):
- Автомобиль может вести себя неожиданно на дороге, снижая управляемость и устойчивость, из-за чего часто случаются заносы.
- усилится неравномерный износ резины;
- Подвеска и рулевая система будут испытывать увеличенную нагрузку.
- будет расходоваться больше топлива.
Когда делают развал-схождение
Несколько отклонений в работе машины указывают на необходимость проведения сход-развала: руль при движении по прямой стоит неровно, машина тянет в сторону и приходится подруливать, набирая скорость, автомобиль также может вести в сторону, а при торможении стремиться уйти в занос.

В сервис также нужно обратиться при неравномерном износе резины, например, если покрышки стираются быстрее с внутренней или внешней стороны. Причина изменения углов может быть в износе деталей подвески: сайлентблоков, рулевых тяг, пружин и амортизаторов. Визг покрышек при поворотах и повышенный расход топлива из-за сильного сопротивления качению передних колес также должны насторожить.
Процедуру необходимо выполнять при замене шаровых опор, рулевых наконечников, приводов колес. Сход-развал не обязателен после работ по замене амортизаторов, стабилизаторов или перестановки колес. Самостоятельная регулировка возможна на ровной площадке с обычным набором инструментов, но может быть сложной для непрофессионала. Самый быстрый и точный результат можно получить в сервисе на специальном оборудовании.
Ремонт и регулировка развал-схождения
Проверка углов установки колес обычно стоит от 1000 до 1500 рублей. Ее советуют проводить после замены шин и дисков, или ремонта деталей подвески. При необходимости регулировки придется потратить от 2000 рублей в зависимости от автомобиля и объема работ — количества осей и коррозии регулировочных болтов. Регулировка включает установку правильных углов схождения, развала, продольного наклона шкворня, поперечного наклона шкворня, осевого смещения и включенного угла. Вся процедура занимает не более 30 минут.

Тип подвески автомобиля определяет необходимость развала-схождения на передних или всех осях. Ремонт задней подвески, как правило, не требует развал-схождение для зависимых и полузависимых типов, но обязателен после ремонта многорычажной задней подвески.
Самостоятельно отрегулировать развал и схождение можно, но точность, как на станке в сервисе, не achievable. Процедура описана в литературе, но в действительности требует ровной площадки, точных измерительных приборов и абсолютной точности со стороны оператора. В технических центрах применяют откалиброванные лазерные или оптические стенды с компьютерным контролем.

Краткие тезисы
- Что такое развал-схождение Настройка положения колес повышает маневренность и безопасность машины.
- Основные параметры Параллельность колес, угол наклона колес и продольный наклон оси поворота.
- Для чего нужен развал-схождение Обеспечивает стабильное управление и равномерное изнашивание шин.
- Последствия отсутствия регулировки Ухудшается управление, резина изнашивается неравномерно, увеличивается потребление топлива, возрастает нагрузка на подвеску.
- Когда делать развал-схождение — после замены элементов подвески, аварии, изменения управляемости и неравномерного износа покрышек.
- Признаки необходимости регулировки Автомобиль съезжает с дороги, руль держится неровно, в поворотах слышен скрежет шин.
- Стоимость процедуры — проверка: 1000–1500 руб., регулировка: от 2000 руб. в зависимости от сложности.
- Самостоятельная регулировка Регулировка возможна, но нужно ровное основание, точные инструменты и умение работать с ними. Профессиональная настройка на станке лучше.
- Рекомендации эксперта Рекомендуется выполнять регулировку развала и схождения каждые 1–2 года в целях профилактики и после ремонта системы подвески.
- Типы подвесок Передняя ось нуждается в регулировке, а задняя — только если установлен многорычажная подвеска.
Авторы
Теги