Семь редких советских универсалов.

VozBox  » Новости »  Семь редких советских универсалов.

Универсал ГАЗ-24-02, фото: vozbox.ru

В Советском Союзе автомобиль являлся больше предметом роскоши, чем необходимым средством передвижения. Главной задачей отечественного машиностроения в то время было обеспечение страны техникой для экономики.


Универсалы привлекали внимание как простых людей, так и государственных служащих, но многие модели выпускались в небольшом количестве, становясь недоступными для большей части советских граждан. Портал vozbox.ru составил ТОП-7 самых редких универсалов СССР, практически не попавших в поле зрения обывателей.


Москвич-400-421 – перспективный универсал от МЗМА, стал одним из первых. Параллельно разрабатывали пикап и кабриолет, но заводчане не успевали выполнить поставленные задачи из-за недостатка опыта и ресурсов. Чтобы упростить производство, машину стали собирать по частям на разных заводах. Это сократило затраты времени, но привело к слабой координации между бригадами, что удлинило финальную сборку. В итоге серийный выпуск пикапа так и не начался, ограничившись одним прототипом. Дальнейшую судьбу универсала должна была решить назначенная комиссия. Несмотря на простой кузов и задний привод, машину заинтересовали военные благодаря уникальному самоблокирующемуся дифференциалу. Это решение позволяло автомобилю преодолевать бездорожье как настоящему внедорожнику.


В 1972 году после доработок начался выпуск универсала ГАЗ-24-02 на базе седана ГАЗ-24. Автомобиль сохранил четырёхступенчатую механику базовой модели. С полной загрузкой в две тонны он разгонялся до 100 км/ч за 21 секунду, максимальная скорость составляла около 140 км/ч. Характерной особенностью модели стал дефлектор на крыше для вентиляции и защиты стекла. Основными получателями новинки стали таксопарки и госучреждения, часть машин шла на экспорт. Для обычных граждан модель оставалась недоступной.


Производство ГАЗ-13С на базе «Чайки» шло с 1973 по 1982 год. Выпустили примерно 25 машин.


В 1974 году вышел шестнадцатиместный автомобиль скорой помощи ЗИЛ-117Е, предназначенный для высокопоставленных лиц. Некоторые экземпляры входили в кортеж Брежнева и обслуживали Кремлёвский гараж.


В 1970 году наладили выпуск С-3Д — небольшого автомобиля для инвалидов войны. Простой, шумный, маломощный, но многие считали его единственным средством передвижения. До этого на Серпуховском заводе собирали трёхколёсные мотоколяски. С появлением С-3Д с цельнометаллическим кузовом комфорт немного улучшился. Позже выпустили более удобную версию — универсал: просторнее салон, багажник, но все те же две двери. Машина весила около 500 килограммов, развивала скорость до 55 километров в час и оснащалась мотором ИЖ-П2 мощностью 14 лошадиных сил. Её легко было узнать по характерному мотоциклетному гулу.


В 1980 году на базе представительской «Чайки» разработали редкий универсал ГАЗ-РАФ-3902. Разработкой занимались конструкторские бюро из Горького и Прибалтики, где собирали модели РАФ. Автомобиль был оснащен медицинским оборудованием и служил передвижной клиникой для высокопоставленных чиновников. Серийного производства не было: изготовили около десяти машин, которые остались недоступны обычным гражданам.


В 1975 году выпустили ЗИЛ-41042 — медицинский универсал для экстренных нужд руководства партии. Автомобиль выглядел как обычный чёрный автомобиль с плотно закрытыми шторами, но внутри было оборудование для оказания помощи в пути. Машины находились в кремлёвском автопарке и использовались в особых случаях. Собрали менее 20 экземпляров. Позже пытались создать улучшенные версии, но те не стали столь же известными.