
Перекупщик Александр Goodprice назвал самые плохие машины для приобретения.

Александр Кузищев
Александром Кузищевым, Известный российский посредник и создатель Telegram-канала Саша Goodprice.
Как сегодня непросто приобрести подлинный автомобиль, не имевший аварии и со стандартным показателем пройденного расстояния?
Результат продажи напрямую зависит от реакции покупателя, ведь хорошие автомобили, как горячие пирожки, быстро уходят. Если на популярных площадках, таких как «Авито» и «Авто.ру», появляются машины по привлекательной цене, в хорошем состоянии с адекватным пробегом, то эта машина исчезает с площадки в течение пяти минут. Перекупы не дремлют. К тому же появились много классифайдеров, через которые перекупы видят объявления несколько минут раньше. Например, наша команда поступает так же. Такой автомобиль обычный покупатель даже не успевает увидеть.
— Как работают классифайдеры?
— Самым известным и распространенным классифайдером у нас является «Хараба», которую само «Авито» активно продвигает. Есть еще «Тронк» — похожая ситуация. Но обычные покупатели не знакомы с этими инструментами. Более того, хорошие машины по привлекательной цене обычный покупатель не видит из-за работы того же самого «Авито». Когда любой человек размещает объявление, перед тем как выпустить машину в общую ленту, «Авито» предлагает закинуть ее на аукцион, где она будет отторговываться два дня. Площадка максимально заманивает, обещая 99% вероятности продажи автомобиля. Вот что самое интересное? На этот аукцион могут попасть только дилеры или перекупы, прошедшие обучение в «Харабе».
Значит, торговцы и посредники имеют больше преимуществ?
Для обычного человека, приобретающего автомобиль, нетипично вночь уехать куда-то на такси с деньгами, осматривать авто фонариком, составлять договор на коленках и забирать машину. Всё обычно происходит наоборот, продуманно, с чувством и толком.
— А что делать обычному покупателю?
— Допустим, вы выбираете автомобиль. Часто это занимает время в свободное от работы время: выходные или вечер. Но объявление о продаже может появиться в любой момент, и вы рискуете его не заметить.
— Лучше начинать поиск машин посередине рынка?
Повышение порога цены на автомобиль улучшает ситуацию. Пример: Toyota Camry 50-го кузова. Рынок начинается от 1,1–1,15 млн рублей и достигает двух миллионов. С бюджетом 1,1–1,2 млн для честной машины с небольшим пробегом и без ДТП нужно быть перекупом. Обычный человек такую машину не найдёт: её быстро купят перекупщики. Если человек реалистично подбирает автомобиль и понимает, что по первым ценам – только хлам, то поднимает порог до полутора миллионов. В середине рынка шансы на покупку увеличиваются. Это касается любого автомобиля. Цена/качество напрямую связаны. Перекупы иногда пытаются продать хлам за идеальную машину ближе к середине рынка. Но это не значит, что в середине или наверху рынка только хорошие автомобили.

— Какие средства применяете при выборе автомобиля для перепродажи, и насколько можно доверять этим методам?
— Что касается помощников современности, например «Автотеки», «Отчетов Авто.ру» и других инструментов, указывающих на ДТП, залоги, ограничения и так далее. Но сейчас появилась фраза: люди стали покупать не автомобиль, а «Автотеку». Если видят машину на «Авито», заказывают отчет, который показывает все хорошо. У многих в этот момент отключается разум, и они спешат посмотреть автомобиль. Многие думают: если в отчете всё зелёное, значит машина такая. Нет, это не так. Информация о машине совпадает, конечно, но не вся.
— Честный ли отчет, никак не узнать?
Если человек попал в ДТП на участке своего участка, съехал в канаву или перевернулся, но не вызывал сотрудников ГИБДД, это же не будет указано в отчете? Не будет. Соответственно, если сам владелец машины достаточно умный, то аккуратно скручивает пробег у себя на машине. У меня есть несколько знакомых, которые покупают новые автомобили. У них межсервисное ТО 15 тыс. км по дилеру. Проезжают эти километры, едут к дилеру, делают ТО. Потом проезжают еще 15 тыс., скручивают пробег на те же 15 тыс., делают ТО сами, едут через 15 тыс. к дилеру и проходят ТО у дилера. «Автотека», все прочие отчеты — зеленые да ещё и с отметками у дилера: как не поверить в пробег? Что на заборе написано, не всегда реально.
— Какие еще бывают схемы обмана?
Существуют мошеннические схемы с участием страховых махинаций. Люди получают деньги по расчетам на 2 миллиона, 3 миллиона, что отпугивает многих. На самом деле, стоимость ремонта может составлять всего несколько сотен тысяч рублей, и ничего страшного не происходит. Например, если человек попал в ДТП, получил удар по лицу, бампер и капот пострадали. Система безопасности не сработала. При проведении независимой экспертизы от страховой компании человек царапает лонжерон отверткой. В расчет попадают повреждение, замена или ремонт лонжерона. Страховые суммы выплат сразу большие, особенно по ремонтным работам. На самом деле, работы не производятся. Для обычного человека, который не знает об этих схемах, звучит грустно — замена или ремонт лонжерона.
— Что делать покупателю?
Необходимо смотреть отчеты, но уточнять информацию у продавца о совпадении данных. Стоит спросить его об автомобильных происшествиях, поскольку они могли быть не указаны в документах. Многое можно понять по человеку: если он смущается, пытается схитрить или находится в замешательстве, значит, вероятно, что-то скрывает. Если человек уверенно отвечает о состоянии машины и своих правах на нее, то можно рассмотреть вариант покупки. Но если покупатель не разбирается в машинах, нужен авторитетный подборщик.
Подбор стоит относительно недорого: 10–30 тыс. руб. Перекупы иногда обращаются к подборщикам по поводу проблемных автомобилей и предлагают 50–100 тыс. руб. за помощь. Рекомендую обращаться в авторитетные компании.
Какие автомобили лучше покупать для последующей продажи?
— Здесь, наверное, нет ясного ответа. Могу сказать так: с появлением этих отчетов ситуация сильно изменилась. Представьте: вы разбили автомобиль, особенно если повреждения серьезные. Вы продаете его, например, на «Авито» за 500 тыс., с красивыми фотографиями, всё видно, в каком он состоянии. Потом покупает вас перекуп, который занимается восстановлением машин. Делает хорошо: на оригинальных запчастях, может быть, даже лучше, чем она была с завода. Всё по-честному. И всё равно не продаст машину. Потому что, когда выставят её обратно на «Авито» в целиком восстановленном виде и дороже, люди закажут «Автотеку» и увидят, что два или три месяца назад этот автомобиль был после серьёзного ДТП. И если он был в сильно битом состоянии — всё, это конец. Машину не купят. Такую машину можно продать только с большим дисконтом, чтобы купил другой перекуп. Потому что конечный покупатель, тот, кто берет для себя, не готов к таким рискам. Одно дело, если в «Автотеке» просто зафиксировано ДТП, условно говоря, «морда» желтым помечена, может быть расчет, но нет фотографий. Другое — когда есть картинка. Картинка всё решает. Она сразу отпугивает.

Не стоит ли покупателю искать машины с дефектами?
Отчеты серьезно повлияли на рынок восстановления и перепродажи битых автомобилей. Машины с повреждениями все еще покупают, но обычный человек такую машину после публикации о ней в битом виде не приобретет. Единственный вариант — если у него есть навыки ремонта или знакомый-мастер. Человек, который хочет просто купить машину и поехать, такого сейчас почти не делает. Все хотят приобрести готовый автомобиль, сесть и ехать: приехать во двор, позвать друзей и показать свою новую машину. Это касается всех классов автомобилей, от «девятки» до «Мерседеса». Никто не хочет покупать машину и сразу же отдавать ее в ремонт.
Какие у вас личные хитрости проверки автомобиля?
Техническое состояние машины и наличие ДТП мы определяем визуально, зная куда смотреть. Существуют сервисы, собирающие информацию об автомобиле. Например, у «Тронка» есть бот для проверки, «Номерограмм» бесплатный, есть ещё другие. Они агрегируют данные из разных источников: ГАИ о запрете регистрационных действий, количестве владельцев, ДТП. Залоги проверяются через официальный реестр залогов. Пробег и расчеты подтягиваются со страховых компаний и техосмотров. Всё это можно сделать бесплатно самостоятельно, но нужно искать информацию по разным сервисам. Удобнее заказывать один сводный отчет.
— Какими способами действуют обычно перекупщики?
Есть курс обучения для сотрудников, которых набираю. В нем рассказываю, как не попасться на уловки перекупов. Допустим, продаете Toyota Camry с пробегом 500 тысяч километров. Размещаете объявление на «Авто.ру», указываете честный пробег, но больше нигде он не зафиксирован — например, в техосмотрах последняя отметка была на 150 тысячах километров. Представим: перекуп заказывает отчет на «Авто.ру» — там пробег 500 тысяч, потому что он подтягивается из объявления. А в «Автотеке» пробега 500 тысяч нет, потому что «Автотека» не берет данные с конкурирующих платформ. В результате в одном отчете пробег 500 тысяч, а в другом — 150 тысяч. Что делает недобросовестный перекуп? Он покупает на «Авто.ру», скручивает пробег, скажем, до 180 тысяч километров, и выставляет машину только на «Авито». На «Авто.ру» не размещает, чтобы новый пробег не подхватился в другие сервисы. Покупатель заказывает «Автотеку» — и все вроде чисто, 180 тысяч километров.
— Вы этим пользуетесь?
— Если посмотрите мой канал, иногда даю ребятам подсказки. Говорю: «Пробег там на машине 300 тыс., по «Автотеке» бьётся 200 тыс., а дальше сами думайте, что с этим можете сделать». Поток машин большой, стал крупным известным перекупом, можно сказать медийным. С таким связываться не хочется. Сейчас больше работаю на имя, на репутацию. Многие не знают, что сбор информации о ДТП, пробегах и расчётах в России начал работать только с 2015 года. Машины старше, например 2005–2010 годов, могут быть «зелёными» по всем отчетам просто потому, что информация до 2015 года не фиксировалась.
Что произошло на рынке за последнее время?
В последние полгода автомобили дешевеют ощутимо. Пик цен, скорее всего, был осенью 2024 года. С тех пор торговля практически остановилась, и цены падают ежедневно. Много перекупщиков пострадали, купив машины с расчетом на прибыль, но сейчас не могут продать их даже по нулю. Рынок реально меняется и падает.
Что печально: раньше я мог делать довольно точные прогнозы. Говорил о снижении цен, росте, оживлении и спаде. Но с 2022 года я перестал предугадывать рынок. Самое пугающее — падение сейчас искусственное. По факту ничего не дешевеет. Наоборот, все дорожает: машины, утилизационные сборы. А вот это падение цен — из-за отсутствия торговли.
Когда машина не продается, снижаю цену на 200 тысяч рублей. Конкуренты следят за этим и скидывают еще больше. Запускается цепная реакция. Но пугает именно то, что это не из-за положительных сдвигов в экономике или на авторынке, а просто из-за отсутствия торговли. Пока тенденция к снижению продолжается.
— С чем это связано?
В настоящее время ставки по вкладам очень привлекательны, а вот по автокредитам наоборот стали очень высокими. Машины в кредит сейчас приобретают в основном те, кому они нужны для заработка: таксисты, курьеры, транспортные компании. Люди, которые просто говорят «хочу себе BMW» или «хочу Changan, денег нет, возьму кредит под 35%, оформлю каско», практически не остались. Ну дураки, конечно, всегда были, это исключения. Многие, особенно перекупы с хорошим бюджетом, просто приостановили деятельность. Деньги раздели по разным банкам, чтобы не рисковать, и просто сидят, отдыхают. Курс рубля немного упал — для людей это непривычно. У нас народ понимает только одну логику: если курс растёт, надо срочно что-то покупать. А когда курс падает, никто не знает, что делать.

Какие виды автомобилей стали наиболее дорогими в течение последних двух-трех лет?
— Если говорить о том, что сильно подорожало, это скорее ликвидные автомобили. Корейские модели особенно выросли в цене. В процентах наибольший рост цен был в сегменте до 1–1,5 млн руб. Машина, стоявшая 500 тыс., на пике легко достигала 800 тыс. Это серьезный скачок. Но при этом если у человека уже была машина, то по большому счету он сильно не пострадал. Подорожала и его машина, и та, которую он хотел купить.
— Например?
Мужчина ездил на Mazda3 и желал иметь Mazda6. Ему нужно было добавить 300 тысяч рублей. Mazda 3 стоила 500 тысяч, а Mazda 6 — 800 тысяч. Сейчас Mazda 3 стоит уже 800 тысяч, а Mazda 6 — 1,1 миллиона рублей. И снова ему необходимо добавить те же самые 300 тысяч рублей. Разница осталась прежней, несмотря на общий рост цен. Мне жаль молодых людей, которые копили на первую машину, на ту же Mazda3, понемногу от зарплаты, от стипендии, от родителей. Вдруг их мечта отодвинулась на полтора раза просто ни с того ни с сего. Те, кто еще ничего не успел купить, действительно пострадали больше всего. А у кого уже что-то было, чтобы купить что-то ненужное, нужно продать что-то ненужное. Если было что продавать, не так уж все и плохо.
Если говорить о тех, кто планировал второй или третий автомобиль, да, конечно, на них рост цен тоже повлиял. Сильно подорожали и автомобили, которые ушли с рынка и остались только у черных дилеров. Я имею в виду новые машины. Как я уже говорил, больше всего рост цен коснулся автомобилей в сегменте до 1,5 миллиона рублей. Например, мои любимые «Жигули», с которых я когда-то начинал, те самые «восьмерки», «девятки», старенькие, ржавенькие, которые стоили 40–60 тысяч рублей, сейчас превратились в машины за 120–130 тысяч рублей. Это подорожание почти в два раза. И так постепенно, по всей линейке вверх.
Вас это касается всех брендов, или только тех, которые больше не продают свои товары?
Наиболее сильно удар пришёлся по маркам, официально покинувшим рынок. Сейчас их реализуют исключительно через посредников. Речь идёт о Toyota, Hyundai, Mercedes. С Mercedes ситуация специфична: формально дилерство существует и автомобили продаются, но цены не радужные. Знакомый работает мастером-приемщиком у официального дилера Mercedes. Он говорит, что клиенты отсутствуют, ремонтов нет. Оплата мастеров в основном сдельная, зависит от объема работ. Новых автомобилей практически не реализуют, соответственно, и на гарантийное обслуживание никто не приезжает.
— Но что-то же дешевеет?
Цены действительно возвращаются к уровням 2022 года, постепенно снижаясь каждый день. Что это даст в итоге, сказать сложно. Возможно, пока ключевая ставка и ставки по автокредитам не снизятся, цены на вторичном рынке не пойдут вверх.
Есть ли интерес к автомобилям бизнес-класса, например, BMW пятой серии или Mercedes-Benz E-klasse?
Безусловно, это уже другой сегмент. Люди, которые раньше ездили на BMW «пятерках» или Mercedes E-класса, особая категория. Очень редко кто-то из них пересаживается на Hyundai или Kia. Условно говоря, на совсем простые машины. Они либо продолжают ездить на своих, либо покупают такие же, только поновее. То есть остаются в своем сегменте. Вообще я делю автолюбителей на две категории: те, кто всегда покупал новые автомобили, и они будут продолжать покупать только новые. И те, кто принципиально берет машины с пробегом, не станут тратиться на новую. Это разные люди по образу жизни, по взгляду на деньги и отношение к машине. Переубедить одного в пользу другого практически невозможно. Именно поэтому вырос спрос на китайские автомобили.
— И что делать тем, кто привык к новым автомобилям?
Бывалый водитель, например владелец Toyota RAV4, привык менять машину каждые три-пять лет. Обслуживался по гарантии, откатал свои 150 тысяч и шел менять. Такие покупатели обычно не заморачивались с перепродажей — сдавали машину в трейд-ин, добавляли недостающую сумму, часто оформляли автокредит и уезжали на новой. Раньше это выглядело так: сдал RAV4 за полтора миллиона, добавил еще полтора — и вот ты уже на новой. Допустим, у него свои 500 тысяч, миллион берешь в кредит — и все. А сегодня этот же человек приезжает к дилеру, и ему говорят: «Новая RAV4 стоит 5 млн». Все, игра окончена. Зато предлагают некую «Чан Кунг Пенг Плюс 8 Промакс» за 2,5 млн. Он сдает свою старую Toyota, добавляет столько, сколько может, или берет недостающую сумму в кредит. Именно поэтому по статистике почти 90% всех китайских автомобилей сегодня покупается в кредит. Но я практически не знаю случаев, когда человек, который всегда ездил на подержанной «пятерке» BMW, вдруг продал ее и купил себе нового китайца. Это не его история. Китайские авто берут в основном те, кто всегда покупал новые. И сейчас, потеряв доступ к привычным брендам, просто перешли на то, что осталось — на Китай.

Какие модели пользуются спросом у перепродавцов на вторичном рынке?
В основном это недорогие автомобили не по цене, а с хорошим рыночным зазором. Если машина предлагается дешевле средней рыночной цены и в хорошем состоянии, то может продаться мгновенно. Toyota Camry востребована практически в любом кузове и поколении. Hyundai Solaris и Kia Rio тоже пользуются спросом. Менее распространенные модели, например Kia Ceed GT, встречаются реже. Если искать Ceed GT по Москве и области, можно найти может быть десять штук, а вот Camry, Solaris или Rio — около 300–400 предложений. Важно помнить, что популярность на вторичном рынке не всегда связана с конкретной моделью. Лучше всего продаются автомобили с небольшим пробегом, не битая и крашеные, по цене ниже рынка. Это может быть любая марка. Исключением могут быть редкие модели, например Maserati Quattroporte или BMW 7-й серии 2003 года с шестилитровым мотором. Но если говорить о массовом сегменте — «тройка» или «пятерка» BMW, Camry, Solaris, Kia Optima, то всё сводится к цене и состоянию.
— А с чем лучше не связываться?
Часто напоминаю сотрудникам о понятии «ненужные автомобили». Пример: Audi Q3 первого поколения. Почему ненужная? Потому что на рынке подержанных автомобилей она стоит столько же, сколько и Audi Q5. У этих моделей один мотор, одна коробка передач, примерно одинаковые характеристики. Но Q5 больше, богаче по комплектации и в свое время стоила дороже. Поэтому человек с той же суммой денег скорее купит Q5. То же самое с BMW 2-й серии в кузове F — на вторичном рынке она нередко стоит как «тройка» или даже «четверка». И смысла в ней нет.
На вторичном рынке покупатели стремятся получить максимальное количество автомобиля за имеющиеся средства.
— Именно.
Какие автомобили в период экономического спада сохраняют свою стоимость? Либо всё решают спрос, предложение и техническое состояние?
Народные автомобили должны быть в хорошем состоянии по разумной цене. Ford Focus второго поколения популярен несмотря на выпуск с 2005 года. В любом кузове и комплектации он зарекомендовал себя хорошо. Третье поколение не так популярно, быстро вышла из строя. Продажа второго Focus с небольшим пробегом без проблем — быстрый процесс. Часто спрашивают о ликвидности машины.
Телеграм-канал с 400 тыс подписчиков — пример. Не все подписчики — перекупщики или покупатели, но допустим все так. Сколько из них имеют миллион рублей на покупку? У 60%. 500 тысяч — у 70–80%, а 200–300 тыс. — у 90%.
Когда машина стоит 10-15 млн, интерес есть, но купить её могут только немногие. А когда машина стоит 230 тыс., она интересна почти всем.
— Какие-то автомобили вас совсем не привлекают?
Например, американские автомобили 1990-х годов, например, старые Ford Explorer или Opel Frontera. Или же старый Fiat с кабиной, напоминающей аквариум — одно из самых уродливых авто. Такие варианты точно не подойдут.

Fiat Multipla
— А что точно заберут?
Хорошо сейчас продаются так называемые каблучки: Citroen Berlingo, Peugeot Partner, особенно в диапазоне от 500 до 600 тысяч рублей. Tiguan любят во всех поколениях. Kia Sportage тоже пользуется спросом. В связи с ростом цен спрос на старые полноприводные внедорожники стал особенно высоким. В бюджете 400–700 тысяч хорошо уходят старенькие Suzuki Vitara, Toyota RAV4 — такие машины в регионах часто покупают.
Многие полагают, что покупка у посредников небезопасна: возможно приобрести автомобиль с завышенным или поддельным пробегом.
Сейчас с покупкой авто проще. На «Авито» появились аккаунты с отзывами, можно посмотреть, что и как продавал человек раньше. Есть телеграм-каналы с десятками тысяч подписчиков.
Есть машины за 100 тысяч рублей, есть за 10 миллионов. С чистыми отчетами, большими пробегами и страховыми историями. Не брезгую ничем. В покере говорят: не бывает плохих карт, бывает плохой флоп. Я говорю: не бывает плохих машин — бывает плохая цена. Если машина битая, так и пишу. Если пробег скручен — указываю. Если машина хорошая — тоже говорю. Не юлю, не кручу пробеги. Но покупают автомобили одинаково. Всему есть своя цена. И у каждой машины есть свой покупатель.
— Что не сразу бросается в глаза?
Существует понятие подменного VIN. Это когда покупатель приобретает автомобиль с плохой историей: ДТП, страшные фотографии, закрученные пробеги, такси и прочее. Такой человек находит аналогичный автомобиль с тем же VIN-кодом, но чистой историей. Покупатель связывается, все ему красиво рассказывают. Затем он заказывает отчет, проверяет — всё отлично. Человек спешит купить машину. Единственное спасение от такой ситуации — лично сверить VIN-номер на кузове с документами и тем VIN-кодом, по которому был заказан отчет.
— Почему не хотите с таким связываться?
Если я займусь подобным делом, долго не просущусь. Либо ко мне придут и накажут физически, ведь моя локация всем известна, либо информация о моём занятии моментально распространится: скажут, Саша — чернушник. Бизнес прекратится. Допустим, отзывы. Если человек ценит репутацию, то не будет этим заниматься. А вот если вы на «Авито» находите машину, а аккаунт создан недавно, у него нет отзывов и завершенных объявлений, причём это ещё перекуп, то вероятность обмана высока: кидок, развод на задаток или машина окажется неисправной. Самое интересное: самые первые, самые дешевые предложения на «Авито» или «Авто.ру» — это почти всегда перекупы. Действительно хорошие варианты они выкупают первыми. До обычных людей такие машины просто не доходят.
Надо ли искать машину с одним хозяином и небольшим пробегом, или все-таки важен общий вид автомобиля?
Желание у всех одинаково: один хозяин, пробег до 100 тысяч километров, или даже меньше. Но всё же цена имеет значение. Например, я хочу Toyota Camry с одним владельцем и пробегом до 100 тысяч километров. У меня есть два миллиона рублей. За эти деньги можно найти Camry в кузове 50 (2013–2015 годы). А за те же деньги можно купить Camry в кузове 70 (2018–2019 годы), но пробег будет около 200 тысяч километров, а владельцев — двое, трое или даже пятеро. В этом случае всё зависит от человека. Я, например, не заплачу больше за старый кузов только потому, что там один хозяин и небольшой пробег. Кому-то важно именно это, и он готов переплатить. Всё индивидуально. Но ещё раз: хорошую машину — даже не ниже рынка, а просто по справедливой цене — обычный человек сегодня купить не может. Потому что её купит перекуп. А сейчас их невероятно много.

— Почему сейчас так много перекупов?
До сих пор слово «перекуп» меня раздражает. Почему, если я покупаю и продаю машины, я — перекуп, а человек, торгующий запчастями, телефонами или чем угодно, предприниматель? Вроде бы и то, и другое — бизнес. Даже те, кто торгует золотом или валютой, их никто не называет перекупами. А вот в автоиндустрии — пожалуйста. Сейчас перекупов стало очень много и быть перекупом стало модно и круто. Если раньше это было чуть ли не зазорно, то теперь нормально. Сейчас очень много YouTube-каналов, телеграм-чатов, та же «Хараба» — обучают, рассказывают, делятся опытом. Да вот, пожалуйста, вы из РБК, одного из самых уважаемых деловых ресурсов, берете интервью у перекупа. Десять лет назад перекуп приравнивался к таксистам: такой был стереотип: перекуп — это грязный мужик в растянутых трениках, где-нибудь в гараже с кисточкой в руках. Сейчас, конечно, и такие есть — все зависит от уровня, от бюджета. Сейчас уже нет смысла скрываться. Конечно, всё зависит от человека. Я и среди перекупов, и среди владельцев попадал на обманщиков. Тут уже вопрос не в профессии, а в личных качествах.
— Как не попасть на деньги?
Чтобы не стать жертвой обмана, нужно разбираться в машинах и людях, либо доверить это дело специалистам. Есть категория покупателей, приобретающих только новые автомобили. Это, как правило, те, кто не желает тратить время: программисты, менеджеры, женщины, студенты. Возможно, они и разбираются, но не хотят в это погружаться из-за занятости. Разбираться в людях, машинах, запчастях — дело для свободного времени. Я готов поспорить, что обслуживание своего Mercedes S-класса выходит дешевле, чем у кого-то Hyundai на официальном дилерском сервисе. На дилерах цены с большой накруткой не секрет. А запчасти есть аналоги. Например, фильтр для двигателя: в оригинальной коробке от Mercedes лежит фильтр MAN. Та же самая деталь. Только в мерседесовской упаковке он стоит около 8 тыс. руб., а в коробке MAN — 2 тыс. Поэтому и обслуживание выходит дешевле. Но человек, не разбирающийся в этом, обращается к обычному сервису и попадает на большие суммы. Автосервисы и вторичный рынок отлично распознают «теплых» клиентов. Там сразу видят: человек ничего не знает — можно «догрузить». Как с анекдотом про летний воздух в шинах — вроде бы смешно, а ведь бывает. И вот для таких людей я действительно советую покупать новые машины. Сервис у дилера, гарантия, прозрачность.
— Но ведь существуют люди, которым не нравится, когда вещь принадлежит кому-либо перед ними?
Я, к примеру, никогда не куплю себе автомобиль из Китая. Хотя, как говорится, никогда не говори «никогда», всё же. Сколько прошло времени, я себе «китайца» не купил и даже не рассматривал такой вариант. И не планирую. Несмотря ни на что. Да, пугают, мол, одни ушли, тех больше нет. Да все есть. Просто что-то стало дороже. Остальные, кто остался, не дураки. Просто подняли цены. Ну, а почему бы и нет? Есть выражение: если чего-то нет в мире, значит это есть в Москве, а если нет даже в Москве, значит нет нигде. Это факт. Это действительно так. Есть категория людей, которые покупают только новые автомобили. У них своя логика, свой подход. И им в этом комфортно.
Активно ли сейчас покупают подержанные китайские автомобили, как и европейские? Или к ним до сих пор относятся с недоверием?
На вторичном рынке спрос на китайские автомобили отсутствует. Покупатели, которым пора менять старые японские или корейские машины, из-за дефицита и высоких цен вынуждены рассматривать китайский вариант.
Однако им важны дилерская сеть, сервис, гарантия и возможность оформить кредит с трейд-ином.
Черный рынок не подходит этой аудитории по многим причинам.
Например, машина оценивается в полтора миллиона рублей, а новый китайский автомобиль стоит два с половиной миллиона. У человека есть пятьсот тысяч рублей, остальное — кредит.
На вторичном рынке никто китайские автомобили не покупает.
Li L9, несмотря на свою популярность, тоже не пользуется спросом на вторичном рынке. Это единственная китайская машина, которую автор рассматривает для перепродажи. Автор думал купить L9 для поездки в Архыз, но цена была слишком высокой.

Lixiang L9
В течение пары месяцев убыток составил полтора миллиона.
За два с половиной месяца убыток составил полмиллиона рублей.
На вторичном рынке «китайцев» не покупают, потому что это совсем другая группа людей. Люди, которые выбирают машину с рук, как правило, берут машины классом выше, чем могли бы себе позволить новыми. Сейчас за 2,5–3 млн можно купить BMW 7-й серии или Mercedes S-класса. Обе статусные машины, причем в предпоследнем кузове. Это актуальные машины, понторезки. А что за те же деньги можно взять новым? Какой-нибудь китайский паркетник с мотором 1.5 л, на вариаторе и переднем приводе. То есть можно купить новый автомобиль или статусную машину. И я выберу понторезку. А допустим, женщине, которой не нужна понторезка, нужно ездить на работу, детей в сад возить, которая ничего не понимает в машинах, и жаба душит платить налог, она, конечно, купит себе «китайца». Поэтому категории граждан совершенно разные. И у каждого своя правда. И никого нельзя упрекнуть.
Что посоветуете человеку, ищущему премиум-автомобиль на вторичном рынке?
— Секрета как такового нет. Перед покупкой автомобиля нужно выбрать марку и изучить его слабые места. Сейчас много YouTube-каналов, обзоров, статей, отзывов. Нужно почитать и обращать внимание на проблемные места. Сегодня у большинства машин это моторы — задиры, растянутые цепи. Чтобы не попасть на дорогой ремонт. А если говорить именно про машины для «понтов», тут все просто. Как правило, те, кто на них ездит, их и меняют часто. Люди, которые выбирают такие машины, в первую очередь смотрят на внешний вид: чтобы диски были красивые, выхлоп бурчащий, комплектация богатая. А техническая часть уходит на второй план. Человек, который хочет «колотить понты», у него уже немножко по-другому работает голова. Допустим, у него есть два с половиной миллиона рублей на покупку S-класса или BMW 7-й серии. Купить их можно, и в эту сумму будет не одно предложение, но машины будут печальные. Более живые начинаются от трех миллионов. Но у него два с половиной. И у него два варианта: либо взять попроще машину, но живую, либо ту же «семерку» или S-класс, но предыдущего поколения, зато в хорошем состоянии. Но нет. Он хочет именно это поколение, хочет максимум машины за минимум денег. Как вот я сам когда-то делал.
— Расскажете?
Я мечтал о Mercedes CL Coupe 215. Тогда они только начинались от 400 тыс. руб. Живые где-то от 500–600 тыс. А у меня было 300. Крестный брат сказал, если что, 50 тыс. подкинет. И вот у меня всего 350. Я искал эти машины, и однажды появилась реклама — за 360. Машина печальная, она у меня ломалась, я что-то чинил, исправлял. Месяцев за три-четыре я ее довел до бодрого состояния. Вышло 500 тыс. То есть фактически я купил хорошую машину, но в рассрочку, потому что сразу 500 у меня не было. Вот примерно так поступают люди, покупающие понторезки. Состояние унылое, но главное, чтобы кузов покруче. А дальше по мере поступления денег что-то чинят, что-то меняют. Это своя категория людей.
Если рассматривать ситуацию с человеком, имеющим 1,502 миллиона рублей, то какой вариант предпочтительнее: старый, но надёжный автомобиль иностранного производства или новая машина из салона?
Все зависит от места жительства человека. Взять пример Архыз: когда туда ездили, постоянно пользовались услугами одного таксиста с «Патриотом». Спросил у него: «Почему именно «Патриот»? Ведь эти машины тоже недешевые — новый, с наворотами, стоит больше двух миллионов». Пояснил ему, зачем выбрал эту машину, а не, например, иномарку. Таксист, ведь его работа сезонная, ответил: «Представь, сломаюсь сегодня — в любой магазин автозапчастей зайду и куплю нужное. А если бы на той машине, что ты предлагаешь — Toyota, Kia, Hyundai, Ford, Cadillac или каком-нибудь «китайце» ездил, то запчасть не купил бы сразу. Все только через Москву. А через Москву минимум неделя. А теперь представь, сколько за неделю простоя денег потеряю». Для людей это важный фактор. В больших городах вроде Москвы, Петербурга, Воронежа, Ростова или Самары таких проблем по большому счету нет. А вот в регионах — да. Если у человека есть полтора-два миллиона рублей и ему нужна относительно надежная машина, недорогая в обслуживании, скорее всего, выберет Volkswagen Tiguan или Kia Sportage. Будут это машины свежих годов выпуска, с надежностью и доступностью запчастей.
— Может быть, всё-таки стоит обратить внимание на пробег?
— Бега авто — отдельная история. Раньше на любом рынке, например, АТЦ «Москва», машины до десяти лет продавались с пробегом до 100 тысяч километров. Более старые, сколько бы ни было им лет, 12, 15, — у всех пробег до 150 тысяч километров. Тогда массово подделывали: меняли резинку на педали, подкрашивали или перешивали руль, начернивали резину — скрывали пробег. Люди искали его по косвенным признакам и пытались определить, скручен он или нет. У многих до сих пор остался этот стереотип: мол, до десяти лет — до 100 тысяч, а дальше — до 150. Все эти отчеты стали активно использоваться последние четыре-пять лет. И всё равно народ не верит до конца. Но стало полегче. Два, три, четыре года назад продать десятилетнюю машину с реальным пробегом 250 тысяч было почти невозможно. Такой пробег казался огромным. Все были уверены: нормальные машины всегда были с пробегами до 100 тысяч. Но откуда такие цифры? Если взять простую арифметику? У среднестатистической семьи машина проезжает 25–30 тысяч километров в год. То есть за десять лет это 250–300 тысяч. Это небольшой пробег. У таксиста, работающего один, годовой пробег 100–120 тысяч. Если машина в автопарке с сменщиком и работает круглосуточно, за год выходит 250 тысяч. За пять лет — 500–600 тысяч. Кто-то скажет, вот у моего отца 10 тысяч в год или даже пять. Конечно, есть такие. Но мы же говорим о средних показателях, о статистике. А статистика — это 25–30 тысяч в год. Но люди не хотят верить. Живы воспоминания о тех временах, когда на рынке стояли десятилетние машины с пробегами 90 тысяч. И все верили, что это правда. Хотя понятно, что это не так.

— Какую сумму можно заработать от продажи обычного автомобиля?
Чем доступнее цена автомобиля, тем выше процент заработка. Предположим, вы приобрели машину за 250 тысяч рублей. Возможно, потребуется незначительная доработка, а может быть и вовсе ничего не нужно исправлять. Успеете ли перепродать ее за 320–330 тысяч?
— Пожалуй, получится приукрасить, если немного добавить?
Можно. Иногда не нужно вкладывать, достаточно успеть приобрести за час-два и затем продать конечному покупателю. Такой покупатель спокойно ищет себе вариант и может не отследить хорошие объявления — хорошие предложения быстро исчезают. В этом ничего сверхъестественного нет. Вы зарабатываете 70–80 тыс., а это уже 30% прибыли. А теперь, если купили машину за 2,5 млн, продадите ее за 3,2–3,3 млн?
— Подобные автомобили привлекают совершенно другую клиентуру.
Да, заработать подобное количество уже сложно. В процентах вроде бы тоже 30, но на деле всё иначе. С дорогими машинами можно зарабатывать большими суммами, но стабильности меньше. Чем выше цена, тем больше рисков, тем дольше машина может провисеть без покупателя. А у вас весь бюджет в одной сделке.
— То есть лучше дробить бюджет?
— Однозначно. Есть три миллиона? Лучше купить пять-шесть машин по полмиллиона или три на один. Во-первых, это гибкость. Если одна сломалась, ничего страшного, продолжайте работать с другими. А если все в одной, застряли. Во-вторых, форс-мажоры: продал одну с небольшим минусом — на двух других вышел в плюс. В целом это более рабочая стратегия. Если говорить именно о заработке, то деньги в дешевых машинах. Вопрос в другом: насколько вы готовы отдаться перекупству. Если хотите заниматься этим профессионально, надо быть готовым: придется ковыряться в гнилых кузовах, искать запчасти. Советую покупать как можно больше автомобилей на свой бюджет, его раздробить. Конечно, не хочется ковыряться в гнилье, торчать в автосервисах, искать запчасти. Хочется заниматься крутыми машинами, еще и среди друзей понты колотить. Но деньги, повторюсь, в дешевых тачках. Если перекупство как подработка, когда нет времени суетиться, тогда лучше брать одну машину подороже. Ну или на ту сумму, что есть. Но надо понимать: такие машины дольше продаются, а найти их тоже непросто. Хорошие варианты появляются внезапно, и тут важно быть наготове. Выходит «сладкое» объявление в 12 дня — он не будет ждать, пока вы освободитесь после работы в шесть вечера. Надо быть готовым сорваться и ехать сразу.
— А какие предупреждающие знаки появляются при покупке машины? Когда становится очевидно, что от покупки следует отказаться?
Успех зависит от цели. При перекупе ответ очевиден: сегодня люди покупают не автомобиль, а «Автотеку». Если у машины идеальная история, но сама машина в плохом состоянии, цена низкая, а вы видите потенциал, это может быть выгодным приобретением. Вложили деньги, восстановили — и на выходе у вас хорошая машина с отличной историей. Ее легко продать и заработать. Но если «Автотека» плохая — ДТП, скрученные пробеги, много владельцев — и при этом машине нужны серьезные вложения, это неблагодарная история. Ее уже не продать дорого.
— Это как с лицензией такси.
— Да, именно. Машина работала в такси — всё. Многим говорят: «Я получил лицензию, чтобы по автобусной полосе ездить», например, Camry. Но клеймо уже стоит, разговор закончен – это минус 30% от рынка сразу. Пример может показаться резким, но думаю, понятным: когда знакомишься с девушкой, она говорит: «Да, я поработала проституткой, но всего неделю». Какая разница? Клеймо уже стоит. Вот то же самое и с машиной, которая работала в такси. Есть лицензия – всё, вопрос закончен.

Заинтересовывает ли конечного покупателя взаимодействие с неисправными устройствами?
Если человек не знаком с автосервисами и деталями машин, то ремонт будет недешевым. Но если человек разбирается в технике, например, моторист, он знает стоимость ремонта, имеет доступ к запчастям, может купить машину с проблемным двигателем по низкой цене и произвести ремонт за меньшую сумму — это вполне реально.
— Какую модель можно порекомендовать всем?
Без учета бюджета в российских условиях, особенно при наличии одной машины в семье, стоит рассматривать кроссовер или внедорожник с полным приводом. Клиренс и полный привод — ключевые параметры для универсальности: бордюр не проблема, яма без последствий для диска. На дачу можно загрузить рассаду и газонокосилку, в гипермаркет поместится много вещей. Машина выше, безопаснее, обзор лучше. Парковка может быть сложнее, зато комфортность поездки повышена.
— Если ограничиться бюджетом 1,5–2 млн руб.?
Среди фаворитов можно выделить Volkswagen Tiguan, Mercedes GLK и Kia Sportage. Все три модели представляют собой отличный выбор в данном сегменте.
— Kia Sportage — дизель?
Бензиновые двухлитровые моторы — особенная тема. Сейчас обсуждают: задиры, задиры… Все боятся. Но задиры бывают разные. Есть просто царапины, а есть серьезные повреждения, когда мотор стучит. Первый случай некритичен, при грамотной эксплуатации машина еще 100 тысяч километров спокойно пройдет. Главное — масла менять, за фильтрами следить. А то, что ругают бензиновые моторы у тех же Kia или Mercedes, ну их хают, а они по 300–350 тыс. км спокойно отходят без капремонта. Да, под конец начинают по чуть-чуть стучать, подъедать масло, но продолжают ехать. Другая беда — люди покупают машину с якобы пробегом 100 тыс., катаются еще 50 и потом кричат, что BMW или Mercedes — это отстой. А пробег у машины, может, и 250–300 тыс. И вот уже вопрос, что купить: «китайца», где дорогое дилерское ТО, либо подержанную машину, но с возможной необходимостью ремонта? Опять же, сделать эндоскопию перед покупкой. Даже если есть задиры, но работает тихо и спокойно, скорее всего, еще десятки тысяч километров проездит. А вот дизельная машина — это совсем другая история. Если вы хотите реально сэкономить, то дизель нужно брать новым, отъездить 150–200 тыс. и продать. Только тогда будет экономия. А когда берешь дизель с пробегом 200+, готовься: ремонт турбины, замена форсунок, ТНВД, клапанов, теплообменника… Форсунки новые стоят 30–60 тыс. каждая. А представьте, даже на четырех цилиндрах! У дизельного мотора слишком много лишних расходов. И это не считая более частых ТО и дорогого топлива. Сейчас солярка подорожала так, что уже дороже 95-го бензина.
Можно ли экономить топливо, заправляя автомобиль 92-м бензином, если производитель допускает это?
Сейчас многие бюджетные иномарки утверждают, что могут ездить на бензине марки 92. Представьте: Зина и Вася выбирают автомобиль. В машинах не разбираются. Им нужна машина для поездок на дачу и к работе. У них есть 3 миллиона рублей. Они видят, что у одного китайского автомобиля ТО раз в 20 тысяч километров, а у другого можно заливать бензин марки 92. На самом деле это просто маркетинговый ход. Когда я вижу, как кто-то заливает 92-й бензин в иномарку, сразу понимаю: человек вряд ли разбирается в машинах. В такси спрашиваю водителя: «Вы на 92-м едете?». — «Да». А между тем, владельцы «Приоры» и «девятки» заливают 95-й бензин, ещё и G-Drive. А в Volkswagen или Hyundai, чуть ли не в Mercedes – 92-й, потому что якобы можно. Наше топливо сильно отличается по составу. Бензин марки 92 сдерживают по цене, чтобы «среднему классу» было не так больно. Зато бензин марки 100 — пожалуйста, 84 рубля. Разница между 92-м и 95-м сейчас 5–6 рублей. Раньше была всего 1 рубль. Но повторюсь: всё это маркетинговые трюки типа «ТО раз в 20 тыс.» или «можно лить 92-й». А на деле это всё сделано, чтобы продать машину подешевле и сэкономить на обслуживании.
Авторы
Теги