
Все фары, независимо от применяемой технологии, нуждаются в регулировке. Для этого существуют много причин: естественный износ, частые поездки по неровностям, вибрации и удары о бордюр при парковке… Настроить головное освещение возможно самостоятельно.

Инструкция с советами эксперта о подготовке автомобиля к регулировке фар и основных шагах настройки.
Что такое регулировка фар
Регулировка фар — процедура настройки угла и направления светового потока фар автомобиля. Ее проводят с помощью специального оборудования в сервисных центрах или самостоятельно с помощью простых действий. Главный показатель при регулировке — угол падения луча света, который разнится для каждой марки и модели авто и зависит от клиренса, типа, формы и расположения фар. Как правило, он составляет 1 до 1,3 процента. Точную информацию можно найти в руководстве по эксплуатации, на фаре или на наклейке под капотом.
Ручную регулировку не следует путать с работой корректора фар, располагающегося обычно слева от рулевой рейки в салоне автомобиля. Корректор — это колесико или переключатель со шкалой, который может быть электрическим или гидравлическим. Для корректировки используют значения, соответствующие нагрузке автомобиля (пассажиры и груз). Регулировку можно выполнить прямо во время движения. С помощью регулировки фар выравнивается ее геометрия, которая нарушается из-за возраста, езды по плохой дороге, механических повреждений, например, в результате ДТП или ударов при парковке о бордюр.
Если регулировка фар нарушена, её легко распознать. Частые симптомы — снижение освещения обочины, частые сигналы и мигание «ближним светом» встречных автомобилей, ощущение, что фары направлены вверх. Постоянное повторение этих признаков указывает на необходимость регулировки головного света.
Когда нужна регулировка фар
Частота проверки и настройки фар связана с естественным износом. «Чем старше транспортное средство, тем больше подвержено оно сбиванию регулировок — вибрации кузова, замена ламп и тому подобное», — говорит Владислав Яковлев, специалист по регулировке автомобильного освещения онлайн-сервиса для поиска специалистов «Профи». Как правило, проверку и корректировку проводят в рамках технического обслуживания, но бывают случаи, когда требуется внеплановая настройка.
- После ДТПЗакончив ремонт, требуется настроить свет, поскольку вернуть исходное положение фар полностью не получится: каждый миллиметр смещения фары по оси влечет существенные изменения осветительной мощности авто.
- После замены резины или колесЛетняя и зимняя резина имеют разное давление, из-за чего высота фар по отношению к земле меняется. То же относится к замене колес на диски с большим или меньшим радиусом.
- После замены блока фарыКаждое изделие, будь то новое или бывшее в употреблении, программируется для определенного автомобиля.
- При загрузке автомобиляКогда в автомобиле перевозят тяжелые предметы, заполняя салон и багажник до отказа, как указывает Владислав Яковлев, если машина не имеет «автоматического корректора», необходимо настроить фары с помощью «корректора», имеющего градацию от «0» до «3». В данном случае «0» соответствует незагруженному автомобилю, а «3» — полностью загруженному.
- При замене лампЗамена ламп иногда требует регулировки, особенно если используется не оригинальная деталь, говорит специалист.

Необходимо отличать ручной режим настройки от работы корректора, установленного внутри автомобиля, как правило, слева от рулевой колонки.
Как сделать регулировку фар самостоятельно
Настроить фары просто, но потребуется немного времени и специализированных приспособлений.
- крестообразная отвертка;
- Малярный скотч, изоляционная лента или чёрный маркер.
- столярный уровень;
- рулетка;
- Площадка для парковки автомобиля.
- темная стена (дверь гаража);
- не менее 10 м свободного пространства.
Процесс настройки включает два основных этапа: подготовку машины и настройку самого оборудования. Работы выполняют ночью при сухой погоде, отсутствии тумана, дождя и высокой влажности.
Подготовка машины к настройке фар
- Пaркую автомобиль на плоской площадке перед темной стеной или воротами гаража.
- Проверьте давление в шинахДля достижения рекомендованного производителем уровня проведите следующие действия: удалите из салона и багажника лишние вещи, заполните бак топливом минимум наполовину. Для более точных замеров попросите помощника сесть за руль, имитируя ежедневную нагрузку.
- Перед началом работы очистите фары от грязи и пыли, протерев их насухо.
- Перед началом работы определите местоположение винтов регулировки фары. Позиция этих винтов зависит от марки и модели машины, но как правило их найти не трудно. Некоторые из них можно повернуть руками, а некоторые требуют использования отвертки или шестигранки.
Регулировка ближнего света
Настройка фар чаще всего производится на ближнем свете для ламп с совмещенным режимом работы освещения. В таких лампах коррекция дальнего света происходит автоматически после регулировки ближнего, уточняет эксперт. Иногда корректировка выполняется по отдельности для ближнего и дальнего света, а также может потребоваться настройка противотуманных фонарей.
- Поставьте машину на плоской площадке перед темной стеной или воротами. Расстояние от стены до бампера должно быть как минимум 5 метров, а иногда и 10.
- Включите ближний свет. На стене отобразятся две полоски у каждой фары, именуемые углами преломления.
- Измерьте размеры. Сначала найдите центр фары – лампы или линзы – и измерьте рулеткой высоту до него от земли. Затем определите расстояние между центрами двух лампочек. Запишите оба значения, так как понадобится их использовать при разметке.
- На стене или двери гаража проведите горизонтальную линию на высоте, равной расстоянию до центра фары. На ней отметьте вертикальной риской точку центра одной из фар. От этой точки отмерьте расстояние до второго центра. Получится горизонтальная линия с двумя перекрестиями по краям.
- Вычислите значение по углу падения луча. Например, при значении в 1,3% свет на каждые метры отклоняется вниз на эту величину. В сантиметрах это составляет 13 мм или 1,3 см на метр. При расстоянии в 5 метров расчеты таковы: 5х1,3=6,5 см. На столько сантиметров необходимо опустить дополнительную горизонтальную линию и сделать финишную отметку в центрах фар.
- Чтобы найти регулировочные болты, нужно снять декоративную накладку фары или открыть капот — всё зависит от автомобиля. Винты перед этим можно очистить и обработать WD-40.
- Настройте фары. Вращая попеременно винты горизонтальной и вертикальной регулировки, измените углы преломления (нижней точки галочек), чтобы они совпали с разметкой, обозначенной в пятом шаге.

На станциях технического обслуживания для настройки фар применяют специализированный оптико-механический прибор — реглоскоп.
Регулировка дальнего света и противотуманок
Регулировка дальнего света и противотуманных фонарей аналогична настройке головного освещения. Для этого необходимо снять размеры, перенести на стену или дверь гаража центры и рассчитать контрольные риски. Затем при помощи винтов направляют световые пятна к отмеченным центрам.
При установке противотуманных огней важно помнить, что их положение ниже уровня головного света, а лучи должны быть направлены строго параллельно дороге, ни вверх, ни в сторону. В отличие от других фонарей у таких обычно имеется только одна регулировка – вверх/вниз.
Что если не помогла регулировка фар
Если даже после регулировки фары кажутся тусклыми и слабо освещают дорогу, значит, дело не в настройках. В таком случае необходимо проверить следующее:
- лампочка фары исправна;
- Аккумулятор и генератор поддерживают необходимый уровень мощности.
- Пластик фары остаётся прозрачным, внутри корпуса чисто.
При неясной проблеме обращение к специалистам предпочтительнее. Вероятно, понадобится проверка конструкции телевизора (рамки крепления радиатора и фар) или установка прокладок под крепление фар для восстановления геометрии.
Регулировка фар прибором
Для регулировки фар в автосервисах применяют специализированное оптико-механическое оборудование — реглоскоп. прописаны в ГОСТе.

Чем старше машина, тем чаще требуются корректировки настроек из-за вибраций кузова, замены ламп и прочих факторов.
Профессиональный стенд обычно состоит:
- С опоры на роликах и вертикальной стойке.
- оптической камеры с люксметром;
- Экрана, показывающего результаты измерений.
Эта процедура измерений этим прибором происходит следующим образом:
- Автомобиль останавливают на равнинной площади перед экраном.
- Оптическую камеру устанавливают, совмещая оптическую ось с осевым направлением автомобильной фары.
- Механик использует показания дисплея для регулировки фар.
Эта настройка более точна. Процедура краткая и стоит примерно тысячу рублей.
Краткие тезисы
- Регулировка фар Регулировка угла и направления света фар для повышения видимости и недопущения слепящего эффекта для других автомобилистов.
- Когда нужна регулировкаПосле аварии, замены шин и колёс, блока фары, погрузки автомобиля или замены ламп.
- Симптомы сбитой регулировкиУменьшается видимость из-за плохого освещения, встречающиеся машины могут ослепнуть, а свет фар направлен вверх.
- Подготовка к регулировке:
- Проверьте, чтобы машина была на горизонтальной поверхности.
- Проверяйте давление в шинах и удаляйте излишки груза.
- Очистите фары от грязи и пыли.
- Инструменты для самостоятельной регулировкиИнструменты: отвертка, малярный скотч, уровень, рулетка. Поверхность: темная стена и ровная площадка.
- Этапы регулировки ближнего света:
- Разметка на стене при учете угла падения луча (1–1,3%).
- Регулировка винтов по горизонтали и вертикали.
- Регулировка дальнего света и противотуманок Процесс аналогичен освещению близлежащих объектов, но с учётом положения и характеристик.
- Если регулировка не помоглаПроверьте работоспособность ламп, аккумулятора, генератора и состояние фар.
- Профессиональная регулировка На станции технического обслуживания диагностика осуществляется реглоскопом для достижения большей точности.
- Стоимость регулировки на СТОСтоимость приблизительно тысяча рублей, время выполнения коротким.
Авторы
Теги