
В России образовался дефицит премиальных летних шин, цена которых выросла на 13%.
В 2025 году весна в европейской части России наступила раньше обычного. Положительные температуры появились намного раньше ожидаемых сроков. Специалист центра «Фобос» Евгений Тишковец предложил всем задуматься… . «переобувкой» колес.
Появилась «автомобильная» весна, которая наступает тогда, когда среднесуточная температура воздуха поднимается выше +5°С. В этом случае можно переобуться с зимней резины на летнюю.
Готовы ли были к началу сезона шинные заводы и продавцы, есть ли дефицит и как изменились цены?
Что со складскими запасами?
Практически все участники рынка осуществили поставки к сезону 2025 года. Изменения по отдельным производителям, вызванные колебаниями валютных курсов и результатами прошлого сезона, сглаживались другими поставщиками. Не ожидается значительного дефицита в каких-либо сегментах. Возможно возникновение колебаний наличия по отдельным типоразмерам, которые зависят от динамики сезона и темпов вымывания остатков.
Итальянская компания Pirelli, работающая на российском рынке, утверждает, что запасов шин достаточно для удовлетворения спроса.
Компания не anticipates major issues with the availability and size range of summer tires, as local manufacturers have already adapted to the current market and restructured production to meet current needs. «Most sizes will be available on the market in the required volume,» assured the press service of the brand.
Есть ли дефицит премиальных шин?
В Cordiant подчеркнули, что все действующие участники рынка уже утвердились на нем и смогли использовать свои производственные мощности. К настоящему времени удалось разработать новый ассортимент шин, способный заполнить освободившуюся нишу покинувших премиальных марок: Michelin, Continental, Bridgestone и других.
Компания указала на дефицит в премиальном сегменте класса A: разработка высокотехнологичной продукции, например, шин, занимает длительное время, и эта пустота рынка была использована импортерами.
Обуют ли «китайцев»?
Проблемы владельцев китайских автомобилей по словам шинников преимущественно устранены. Новые модели, появившиеся на рынке недавно, имеют непохожие на традиционные типоразмеры покрышек от европейских, американских или японских производителей. Вначале это вызывало сложности: ассортимент шин для «китайцев» был ограниченным и состоял из китайских покрышек. Сейчас этот сегмент рынка претерпел значительные изменения.
В Pirelli заявили, что предприятие успешно приспособлено к современным требованиям рынка, который сейчас сосредоточен на китайском автопроме. Производственные планы обновляются на основе прогнозов, разработанных совместно с дилерами.
Представители Cordiant отметили, что в 2024 году импорт шин увеличился практически на 25%. Такое изменение связано с тем, что производство шин в России не удалось запустить в короткие сроки. Примерно 70% импорта приходится на продукцию из Китая, и большая часть этих шин относится к бюджетному сегменту.
В Ikon Tyres сообщили о выпуске 16 новых типоразмеров летних шин к сезону: восемь премиальных Ikon Autograph и восемь среднеценовых Ikon Character. Новинки подходят для китайских моделей Exceed TXL, Chery Tiggo 7 PRO, а также для таких автомобилей как Hongqi HS3, Chery EQ7, Haval F8, Geely Okavango.
Чего ждать от цен?
В Pirelli отметили высокую конкуренцию на российском рынке летних шин, что положительно сказывается на ценах. Компания полагает, что подорожание покрышек по сравнению с прошлым сезоном не будет существенным: локальные производители стараются снизить себестоимость продукции в условиях высокой конкуренции как друг с другом, так и с импортными марками.
Подорожание шин летом объяснимо увеличением цен на сырьё, проблемами с его доставкой, ростом расходов на логистику и высокой стоимостью кредитов.
В Cordiant ожидают повышения цен на летние шины на 10-13% в связи с инфляцией, которая составит 9,5% по итогам 2024 года.
В Ikon Tyres зафиксировали увеличение закупочных цен на летнюю резину. Ожидается, что в пик сезона стоимость большинства моделей будет превышать прошлый год.
Во что будем «переобуваться»?
Все опрошенные участники рынка сообщили о росте производства шин в России, но отметили, что китайские производители вошли в жесткую конкурентную борьбу за покупателя, особенно в низшем ценовом сегменте. В некоторых случаях производство покрышек внутри страны оказывается дороже, чем импорт готовой продукции из Китая и других стран.
В области шинного бизнеса Группа «Татнефть» предлагает на российском рынке марки Attar из Казахстана и Bars из Узбекистана. Компания полагает, что эти новые бренды смогут конкурировать с китайскими товарами.
Качество шин обеспечивается за счет импорта части сырья, производство которого в стране еще не налажено. Работа над увеличением числа отечественных поставщиков продолжается.
За последние несколько сезонов ряд китайских марок занял определенное место в сознании покупателей. В связи с колебаниями валютных курсов и закупочных цен, в целом во многих категориях шин (особенно в маленьких дюймах) их присутствие может стать меньше, чем в предыдущих 1–2 сезонах, но общая конкурентоспособность китайских марок остается высокой.
Какие шины выпускают в России?
В России работают многочисленные шинные заводы крупнейших производителей, обеспечивающие примерно половину спроса на отечественном рынке. Тем не менее, в 2024 году до 70% продаж составили шины китайского производства.
Кама Tyres лидирует среди отечественных производителей (17 млн шин в год; Нижнекамский завод, «Татнефтехиминвест-холдинг», РТ). За ней следует Ikon Tyres (бывший Nokian Tyres, «Татнефть»; 17 млн шин в год). Cordiant («Севергрупп») выпускает около 15 млн покрышек в год, а Pirelli — 10 млн шин.
Когда лучше покупать?
По поводу оптимальных дат для приобретения летних покрышек эксперты высказывают мнение, что откладывать покупку не стоит.
Изготовители предоставили партнёрам товар к новому сезону. В случае необходимости обновления покрышек при наличии заманчивого предложения приобретение уместно. В любом случае лето настанет.
В Ikon Tyres подчеркнули, что на российскую продукцию часто действуют маркетинговые акции, например бесплатный шиномонтаж или расширенная гарантия. Такие бонусы позволяют автовладельцам экономить и влияют на выбор при покупке. Большинство китайских брендов не предлагает таких акций.