Рынок электрокаров в России испытывает спад: успех «Москвича», падение Zeekr и Skywell.

VozBox  » Новости »  Рынок электрокаров в России испытывает спад: успех «Москвича», падение Zeekr и Skywell.

Продолжается публикация итогов продаж новых легковых автомобилей в России за 2024 год редакцией Дрома. ситуации у крупных игроков и на заводах, переходим к частностям и начнём с электричества.

В 2024 году рынок авто вырос более чем вдвое, благодаря дотациям китайских импортёров и компенсации процентов по ставке банкам. Электромобилей было продано на 26% больше: 17 805 штук в 2024 году против 14 089 в прошлом. Такая цифра стала рекордной, за всю историю страны не продавалось столько электромобилей. Рассмотрим, кто определяет тренды.

Введение таможенных барьеров привело к снижению сбыта электромобилей в России уже в третьем квартале: за июль-сентябрь продажи сократились на 17% по сравнению с апрелем-июнем (4404 шт. против 3668 шт.). С октября по декабрь объемы продаж немного выросли – до 3844 шт., что указывает на адаптацию рынка к новым условиям. Однако главные трудности еще впереди. С 1 января 2025 года утилизационный сбор на электромобили до трех лет возрос более чем в 10 раз и сравнялся с суммой «утиля» на машины с ДВС объемом от одного до двух литров. После истощения запасов машин, завезенных до 1 января, ожидается реакция рынка, которая будет проявляться, в том числе, в сокращении ежемесячных продаж, которые по состоянию на конец года составили чуть менее 1,3 тысячи новых электромобилей в месяц.

В IV квартале лидером электрического сегмента остался Zeekr, продав 1478 автомобилей, что на 13% меньше, чем в III квартале (1695). Доля марки снизилась до 39%. По моделям: 1017 – модель 001, 144 – модель X, 110 – модель 007, 151 – модель 009, 56 – модель 7X. Главное снижение продаж дало флагманское 001 – на 166 машин меньше, чем в III квартале. Zeekr по-прежнему сильнейший среди зелёных брендов: даже Avatr, близкий по идеологии, продал лишь 118 машин с октября по декабрь. Модель 11 лидирует незначительно, чуть меньше желающих – на модели 12.

Вольксваген, до стремительного роста Zeekr лидером электрического сегмента в России в IV квартале, практически обнулился — всего 84 машины. Немногим больше набрала Tesla — 95 машин. Audi нашла лишь 20 покупателей, BMW — 48, Mercedes-Benz — 43.

Xiaomi SU7, представленная в России, в том числе на выставке, не заинтересовала многих. Chinese Motor Show В июле прошлого года было продано только 97 машин. Популярность Lotus Eletre снизилась – всего 15 штук. BYD не нашёл широкого спроса – 92 экземпляра. Amberauto A5 с трудом находит покупателей – лишь 54 машины. 7 из них досталось юридическим лицам, остальные частникам. Правда, 52 из 54 проданных были выпущены ещё в 2023 году.

В четвёртом квартале дилеры реализовали 727 автомобилей «Москвича», что в два раза больше, чем за три предыдущих месяца (366 машин). Из поставленных на учет в четвертом квартале 323 машины были выпущены в 2023 году. Данных о том, произведены ли «3е» 2024 года до начала сварки кузова или после, нет. Говорить об устойчивых перспективах модели на 2025 год с учетом роста спроса на «утилитарные» автомобили пока не представляется возможным.

Компания «МоторИнвест» столкнулась с трудностями в продаже своих автомобилей. За четвёртый квартал было продано всего 69 электрических моделей Voyah, выпущенных в 2022-2023 годах. В текущем году не реализована ни одна модель Voyah 2024 года выпуска. Увеличенный утилизационный сбор на электромобили с 1 января может привести к прекращению импорта. Продажи автомобилей Evolute также идут медленно: 183 машины в четвёртом квартале против 247 в третьем и 380 во втором. Компания пытается спасти ситуацию, сертифицировав под липецкую сборку модель Voyah Dream. Перепрофилирование производства может спасти «МоторИнвест», однако завод находится под санкциями Минфина США, что отталкивает потенциальных производственных партнёров из Китая.

Еще один проект, начинавшийся с размахом, можно считать фактически завершенным. Речь о российских продажах Skywell. В IV квартале дораспродавались склады образцов, поступивших в 2022 – 2023 годах. Поставок в 2024 года не было, и после повышения «утилизационного сбора» с 1 января 2025 года, скорее всего, их не будет. Маленькая Ora с трудом, но все же в несколько больших объемах находит покупателя. Представительство Хавейл завозит ее в виде модели 3 обычного исполнения и как 3 GT. В последние три месяца 2024 года дилеры продали 227 машин, и здесь мы тоже отмечаем прогресс, ибо в III квартале было продано только 147 машин.

За IV квартал лидером электрического сегмента по количеству реализованных моделей стал Zeekr 001 с результатом 1017 шт., на втором месте — Москвич-3е (727 шт.), далее следует Ora 3/3GT (227 шт.). С прогноза на январь – март 2025 года по сравнению с IV кварталом 2024 года ожидают падение сегмента с дальнейшим снижением объемов до 500–600 электромобилей в месяц. При упущении популярной модели – просьба сообщить об этом в комментариях для включения её в отчёт.

Москвич 3е, фото из объявлений на Дроме