Руководитель автопарка объяснил причину установки очков на фары автобусов Икарус советскими шоферами

VozBox  » Новости »  Руководитель автопарка объяснил причину установки очков на фары автобусов Икарус советскими шоферами

Икарус, фото: vozbox.ru

В советское время автобусы играли важную роль в жизни людей, ведь не у всех было личное авто. Поездки на работу, отдых или за покупками чаще всего совершались именно на них. Среди самых комфортабельных были венгерские Икарусы 250 и 280. С ними связана особенность — установка водителями так называемых «очков», которая заслуживает внимания. Бывший директор автопарка СССР рассказал в интервью порталу vozbox.ru, почему водители дорабатывали Икарусы.


Массовые поставки автобусов Ikarus в СССР начались в 1960-х годах. Венгерская компания с богатой историей, зародившейся ещё в XIX веке, занималась их производством. Вначале предприятие выпускало не только автобусы, но и самолёты. Первой моделью, поступившей в Советский Союз, стал Ikarus 55 – удобный для междугородных перевозок автобус с плавными формами и необычным дизайном. Благодаря характерному внешнему виду и громкому двигателю модель получила множество прозвищ: «Пылесос», «Ракета», «Комод», «Спутник». К середине 1980-х годов Ikarus широко распространились по стране, их количество насчитывалось сотнями тысяч.


Автобусы Ikarus, в частности модели 250, 255, 256 и удлинённый 280, являлись частым явлением на улицах больших городов. Многие помнят их характерный облик и громкий звук мотора. Некоторые модификации автобусов имели четыре фары спереди, именно такие чаще всего подвергались творческим изменениям со стороны водителей.


Переделки проводились не из-за желания улучшить внешний вид, а из-за недостатка оригинальных запчастей. Венгерские Икарусы были дороже советских автобусов, поэтому их обслуживание было сложнее, особенно когда речь шла о светотехнике. Модели 250 и 256 имели систему с четырьмя фарами: боковые отвечали за ближний свет и легко заменялись, а центральные фары дальнего света отличались конструктивно и функционально. Несмотря на сходство с советскими, светили они иначе, и найти аналог было практически невозможно. В этих условиях водителям приходилось использовать компромиссы: вместо оригинальных фар устанавливались советские, например, ФГ-122, применяемые на грузовиках ГАИ и внедорожниках УАЗ. Такие детали хоть и решали проблему, уступали по качеству света.


В СССР Икарусы являлись не только средством передвижения, но и предметом творческого освоения водителями. Одним из примеров стали защитные накладки на фары, которые выполняли практическую функцию и придавало автобусам неповторимый облик.


Водители применяли солнцезащитные козырьки от разных автомобилей. Козырьки из зелёного оргстекла хорошо защищали фары Икарусов. Существовали также варианты из жёлтого или прозрачного оргстекла, изготовленные на месте из доступных материалов.


Этот элемент защиты органично сочетался с внешним видом автобуса, придавав ему оригинальность и немного futuristic настроения для того периода.