
В каждом автомобиле установлены две тормозные системы: рабочая и стояночная. Первая тормозит машину в процессе движения, вторая применяется для остановки. Узнаем, что такое «ручник» и как действует данная система.

Стояночный тормоз имеется во всех транспортных средствах, однако его устройство может отличаться. Классические рычаги всё чаще заменяются электронными системами, объединяющими разные функции.
Что такое «ручник»
Стояночный тормоз, или ручник, – отдельный механизм автомобиля, удерживающий его в покое. В рабочем режиме эта система функционирует с помощью механики, нежели гидравлики, применяемой главным тормозом.
Все выпускаемые машины комплектуются ручниками. В их виде представлен либо простой рычаг, либо интеллектуальная система, самостоятельно определяющая момент блокировки или разблокировки колес. С позиций безопасности ручной тормоз обеспечивает:
Стояночный тормоз применяют исключительно при остановленном автомобиле. Обычно его активируют:
- На стоянках, особенно при наличии склона или подъема.
- Во время ожидания сигнала светофора не стоит постоянно держать ногу на педали тормоза. Такая практика повышает безопасность: вероятность неожиданного столкновения и выезда автомобиля на полосу встречного движения уменьшается.
- Чтобы замедлить автомобиль в случае аварии, нужно уметь правильно выполнять этот маневр, иначе машина может занести из-за резкого блокирования колес. Также тормозной путь при этом станет значительно дольше обычного.
- В момент подъема при прикосновении. Типичное тестовое задание — эстакада.

Виды «ручника»
В большинстве транспортных средств стояночный тормоз воздействует на задние колеса с помощью барабанно-колодочных механизмов или суппорта, дополнительно приводимого от стояночного тормоза.
По способу активации
- Ручной Для включения требуется потянуть ручку вверх до упора. Ручка находится между водительским и пассажирским креслами.
- Ножной Левее педалей газа, тормозов и сцепления расположена небольшая педаль.
- Кнопочный Находится на центральной консоли рядом с рычагом автоматической коробки передач. Включение и выключение осуществляются нажатием кнопки.
По типу привода
В традиционном исполнении при задействовании ручной стояночной системы включается тросовой механизм. При наличии электронного варианта (EPB) работают электромоторы на тормозных суппортах каждого заднего колеса.
- МеханическийНазвание говорит само за себя: ручной тормоз такого типа функционирует благодаря механическим деталям — стальным тросам.
- ЭлектромеханическийБолее совершенная система постепенно заменяет традиционные «ручники» с рычагами управления. В ней отсутствуют тросы; управление осуществляют электромоторы под управлением системы, работающей совместно с бортовым компьютером.
- ГидравлическийРабота таких систем основана на гидродавлении, требующем отдельной трубопроводной системы. В серийном автомобилестроении подобная схема практически не применяется вследствие сложности конструкции и затруднений в обслуживании. Чаще её используют на специализированных машинах.
По числу блокируемых колес
Большинство серийных автомобилей оборудованы стояночным тормозом, фиксирующим два задних колеса. Это обусловлено конструктивными особенностями: тянуть линии тросов и механизмы под капотом сложно. В некоторых случаях стояночный тормоз удерживает переднюю ось. Существовала редкая разновидность с заблокированным карданным валом, называемая трансмиссионным тормозом, но на современных легковых авто его уже давно не устанавливают.
Устройство «ручника»
Все «ручники» имеют примерно одинаковые механизмы: рычаг/кнопка активации, привод, тормозной механизм и световой индикатор на панели приборов. Различие двух самых распространенных тормозов — механических и электрических — заключается в типе привода.
Механический «ручник»
В классическом варианте ручной тормоз состоит из:
- рычага привода в салоне;
- стальных тросов — от одного до трех;
- храпового механизма;
- уравнителя.
Чтобы задействовать стояночный тормоз, водитель полностью отталкивает рычаг в салоне. Это воздействие переходит на уравнитель, который тянет тросы, ведущие к тормозным механизмам каждого из задних колес.

В барабанной тормозной системе натянутый трос приводит в действие рычаг, прижимающий колодку стояночного тормоза к барабану. Это создает трение, замедляющее автомобиль. В дисковой тормозной системе для этого используют винтовые или кулачковые механизмы.
Плюсы механического «ручника»:
- простое устройство;
- удобное и недорогое обслуживание;
- Возможность менять силу трения самостоятельно.
Минусы механического «ручника»:
- Для надёжной работы устройство необходимо использовать постоянно. В противном случае тросы могут заржаветь или окислиться.
- со временем тросы растягиваются;
- ГенерATOR распологается внутри кабины.
Электрический «ручник»
Производители стремятся к электронике из-за ряда причин. Это не только дополнительное место в салоне. Такие системы предоставляют новые возможности безопасности — помощь при старте на подъеме, автоматическое отключение тормоза при начале движения (Auto Hold), защита от включения во время движения и прочее. Работа такого «ручника» удобнее для водителя, но конструктивно (и в ремонте) он сложнее. Основные элементы это:
- кнопка включения/отключения;
- электромоторы;
- датчики сцепления и уклона;
- Система управления, соединенная с бортовым компьютером.
Нажатие на клавишу в салоне запускает электродвигатель в каждом суппорте задних дисковых тормозов. Электродвигатель передает импульс редуктору и винтовому приводу, который сжимает колодку, заблокировав колесо.
Плюсы:
- Просто нажмите кнопку для активации. Устройство также компактное и не занимаеет много места на центральной консоли.
- Повышает уровень безопасности. В некоторых моделях ручной тормоз не отключается, пока водитель не пристегнёт ремень безопасности, или срабатывает при скорости свыше 8-10 километров в час.
- Тормоза активируются автоматически через определенный период после остановки двигателя.
Минусы:
- Сложнее и дороже в ремонте.
- Если разрядится аккумулятор или исчезнет сетевое напряжение, то освободить колеса от заклинивания будет непросто.
- Эти системы не рассчитаны на различные трюки, такие как дрифт и полицейские развороты.

Неисправности ручника
Стояночный тормоз считается исправным, если удерживает машину на склоне с углом до 25 градусов, отмечает Юрий Гордеев, мастер-консультант отдела слесарного сервиса «АвтоСпецЦентр» Химки. По его рекомендации, проверка стояночной тормозной системы в плановом порядке осуществляется каждые 30 тыс. км при дисковом тормозном механизме и через каждые 15 тыс. км для барабанной системы.
Частные поломки каждой системы:
- Барабанные тормозаПовреждение задних тормозных колодок, ослабление или разрыв тросов ручного тормоза, коррозия механизма при редком использовании стояночного тормоза.
- Дисковые тормозаИзнос колодок тормоза, установленных внутри тормозного диска.
- Для двух систем Актуальны износ тормозных колодок или тормозного диска, хотя это реже встречающаяся неполадка. Неисправность электрической системы проявляется в повреждении проводки и электромотора.
Как проверить неисправность
Проверку работы стояночного тормоза проводят в сервисных центрах и при плановом обслуживании. Существуют также способы самостоятельной оценки состояния тормозной системы.
- На неровной поверхности автомобиль нужно припарковать с помощью ручной тормоза. Если авто покатится, то система не работает.
- Колесо вращается. Автомобиль поднят домкратом или на подъёмнике. С работающим ручником рукой пытаются повернуть одно из задних колёс. При отсутствии неисправностей оно будет туго заблокировано.
- Двигатель не выключается при старте движения. Данный метод прежде всего подходит для машин с механической коробкой передач. После активации ручника включают первую передачу и нажимают педаль газа до упора. При исправности стояночного тормоза автомобиль дёрнется и заглохнет. В случае отсутствия этого эффекта необходимо проверить работоспособность системы.

Ошибки в эксплуатации ручника
Существуют несколько распространенных ошибок, большая часть которых касается механических стояночных тормозов. Электронные системы способны избегать многих из них и практически идеально подходят для эксплуатации.
- Движение на ручнике Небрежная эксплуатация может привести к быстрому износу тормозных колодок.
- Постановка на ручник зимойСовременные автомобили практически лишены проблемы примерзания колодок, утверждает специалист Юрий Герасимов. Автомобили с электронным ручным тормозом не подвержены такому явлению. В системах с тросовым механизмом риск примерзания все же присутствует.
- Трюки в стиле «Форсажа» Повышенное напряжение может вызвать не только провисание тросов, но и их разрыв. Электронный ручной привод не позволит совершить неодобренный маневр – система это предотвратит.
- Не полностью поднятый рычаг Неправильное использование стояночного тормоза может привести к отрицательным изменениям характеристик тормозной жидкости.
Краткие тезисы
- Стояночный тормоз (ручник) Механизм для фиксации автомобиля в неподвижном состоянии применим на стоянках, при старте движения вверх по склону и в случае ДТП.
- Виды по способу активацииРуководитель, педали, электронные кнопки.
- Типы приводаВ зависимости от принципа действия различают механические, электромеханические и гидропневматические системы.
- Устройство механического ручникаРукоятка, кабели, шестеренное устройство, регулирующий элемент, детали тормозной системы.
- Устройство электронного ручникаКнопка, электродвигатели, датчики, управляющая система, объединенная с бортовым компьютером.
- НеисправностиИзнос колодок тормозной системы, растяжение или обрыв тросов рулевого управления и стояночного тормоза, закисание механизмов, проблемы с электромоторами и проводкой.
- Проверка исправностиПроверка тормозов на уклоне, тестирование блокировки колес, запуск двигателя и трогание с первой передачи.
- Ошибки в эксплуатацииДвижение с задействованным ручной тормоз, установка его на снег и лед (потенциальный риск примерзания), проведение трюков, неполное воздействие на рычаг.
- Преимущества электронного ручникаКомфортность, расширенные возможности (Авто удержание, защита от нечаянного срабатывания), автоматический запуск/остановка.
- Советы по эксплуатацииЧастое применение ручного тормоза против коррозии, осмотр системы каждые 15-30 тысяч километров, исключение перегрузки.
Авторы
Теги