
Российский Росстандарт опубликовал методологию оценки безопасности автомобилей по системе RuNCAP.
Инициатива о разработке единой российской системы краш-тестов
Есть движение
Введение на российский рынок большого количества автомобилей, оснащённых современными интеллектуальными системами управления, вызвало необходимость пересмотра обязательных сертификационных требований. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) ставит весьма консервативные требования к ним. В связи с этим Росстандарт, Ассоциация автомобильных инженеров и разработчики рейтинга RuNCAP единодушно пришли к выводу о своевременности запуска российского национального рейтинга безопасности автомобилей.
Особенности испытаний RuNCAP
В Росстандарте подчеркнули, что RuNCAP, созданный для уменьшения тяжести последствий аварий на дорогах, использует те же принципы, что и другие международные независимые рейтинги авто. При этом речь идет о проверке машин по более строгим стандартам, чем при обязательных сертификационных испытаниях.
Важны также доступность результатов и понятность данных для потенциальных покупателей. RuNCAP прибегнет к независимым от производителей автомобиля методам выбора исследуемых объектов.
Методика испытаний будет отличаться тем, что проведётся на базе моделирования типичных дорожно-транспортных происшествий, разработанная с учётом российских статистических данных по ДТП, природно-климатических и дорожных условий эксплуатации нашей страны.
История рейтинга
Опыт реализации системы оценивания безопасности национального уровня. стартовала В 2018 году между Росстандартом, ФГУП «НАМИ», Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом и изданием «АвтоРевю» было подписано соглашение. Позже для объективности и независимости на базе Ассоциации автомобильных инженеров был образован комитет RuNCAP.
В 2019 году создали и проверили первые методики испытаний, определили процедуру начисления рейтинговых баллов и составили планы запуска и развития рейтинга, но в связи с пандемией COVID-19 и изменением состава российского авторынка в 2019 году планы пришлось изменить, а запуск отложить.
Программа RuNCAP возобновляется. Автомобильные компании получают запросы о готовности к участию в национальном рейтинге безопасности. Правовая база для проекта готова, но для полноценного запуска требуется желание со стороны производителей и импортеров проверять свои машины.
Вначале предполагалось, что система краш-тестов RuNCAP станет более строгим испытанием, чем ряд независимых систем, включая EuroNCAP. Например, уровень перекрытия должен был составить 20–25%, а скорость удара — 65–70 км/ч. В Европе, Южной Америке, Австралии, Японии и Южной Корее удар проводят на скорости 64 км/ч с перекрытием 40%, а в США перекрытие не менее 25%. Краш-тесты RuNCAP должны были быть необязательными, но вопрос финансирования проекта остается открытым.