Российский авторынок сталкивается с снижением спроса на машины.

Ассоциация европейских автомобильных производителей (АЕБ) выступила с инициативами по увеличению продаж автомобилей в России.
С начала года по июнь в России реализовано 546 430 новых машин. Этому предшествовало значительное уменьшение интереса к приобретению автотранспорта, указывает отчет комитета производителей автомобилей АЕБ.

Поддержка государства и уменьшение процентных ставок способствуют переходу российской автомобильной промышленности в фазу восстановления. считает Председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Алексей Калицев сообщил, что за первые шесть месяцев 2025 года продажи легковых и легких коммерческих автомобилей снизились на 27% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Сколько продано машин

Отчет комитета указывает на реализацию в июне 93 315 новых автомобилей, что на 29% ниже показателя за прошлый год. АО «ППК» сообщает о схожей ситуации: согласно анализу регистрации электронных паспортов транспортных средств, владельцам было передано 92 627 машин.

Калицев назвал такой итог предсказуемым, поскольку он показывает нынешнюю нестабильность в секторе. По его мнению, сокращение на 27 % не было неожиданностью, а только подчеркнуло трудности текущей обстановки.

Калицев отметил рост доли отечественных автомобилей на рынке до 56%, по сравнению с 45% годом ранее. Это обусловлено частичным возобновлением работы автозаводов. Также свидетельством стабилизации, по его мнению, является незначительное отличие объема продаж в июне от показателей мая.

Что поможет авторынку

Для перехода к фазе восстановления рынка Калицеву нужна поддержка государства.

В данном контексте эксперт положительно оценил решение Министерства промышленности и торговли о возобновлении программ стимулирования спроса — «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». По его мнению, условия этих программ должны быть доступны наибольшему количеству брендов, представленных на российском рынке.

Не пропустите:  Бренды на российском рынке: прогноз эксперта

Калицев подчеркнул, что снижение ключевой ставки может способствовать росту рынка, если подобная тенденция сохранится. Однако, учитывая обстановку, комитет прогнозирует реализацию около 1,25 млн автомобилей в России в 2025 году – на 24% меньше, чем в 2024-м.

Как себя чувствует сегмент LCV

Согласно АEB, продажи российских легковых коммерческих автомобилей в июне 2025 года уменьшились, но отдельные модели демонстрировали рост.

Gazelle лидирует с 2117 проданными автомобилями, но спрос снизился на 1501 единицу по сравнению с июнем 2024 года. Второе место занимает модель Classic Commercial от УАЗ (1069 шт., -159 г/г), а третье — Sobol с 1003 реализованными машинами, показатели практически не изменились год к году.

Самым большим сюрпризом этого месяца стало увеличение продаж Largus VU от Lada: со 30 до 818 единиц, то есть в 27 раз.

В середине списка находятся модели Atlant (Sollers, 497 штук) и Profi (УАЗ, 305 штук). Новая модель SF1 (Sollers), отсутствовавшая в продаже год назад, заняла девятую строчку с 45 проданными автомобилями.

Итоги первого полугодия

За январь—июнь 2025 года картина схожая:

  • Gazelle — 11 897 шт. (-7948 г/г);
  • Classic Commercial — 5905 шт. (-775 г/г);
  • Sobol — 4803 шт. (-1 173 г/г).

Главное из отчета Минпромторга

В январе-июне 2025 года российский рынок новых транспортных средств сократился на 28% относительно периода за тот же период предыдущего года. Количество реализованных автомобилей снизилось с 844 662 до 607 478 единиц. поделился МинпромторгВ июне наблюдалось самое значительное снижение (-31% по сравнению с июнем 2024 года), что указывает на продолжение отрицательной тенденции.

  • Сегмент легковых автомобилей остается самым большим (526 698 единиц), показав снижение на 26% за полгода.
  • В сегменте легких коммерческих автомобилей наблюдалось самое небольшое снижение (-19%).
  • Грузовые перевозки и автобусный транспорт столкнулись с наибольшим снижением спроса (-54%).
Не пропустите:  Ужесточение допуска пожилых к управлению транспортными средствами

Продажи всех категорий в июне снизились на 1–7% по сравнению с майскими показателями. В грузовом сегменте отмечен рост на 3% после значительного спада в прошлых месяцах.

Распределение продаж новых легковых автомобилей по регионам.

  • Москва с Подмосковьем продолжают лидировать на рынке легковых автомобилей, занимая 20% всех продаж.
  • Легковой сегмент Петербурга стабильно показывает 6%.
  • Краснодарский край и Татарстан занимают 5 и 4 места в рейтинге регионов по доле легковых автомобилей, показав 5 и 4 % соответственно.

За первые шесть месяцев 2025 года российский рынок новых транспортных средств категорий M и N снизился на 28% по сравнению с первым полугодием 2024 года — с 844 662 до 607 478 единиц.

Рост доли машин, произведенных внутри страны, заметен против общей тенденции снижения. За полгода продано более 333 тысяч автомобилей российского производства – на 11% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Такая динамика в разы лучше, чем у импорта.

К концу полугодия доля российской техники на рынке увеличилась на 11 процентных пунктов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Причиной тому стало возобновление производственных мощностей в стране и продолжающееся снижение объема импорта.

Не пропустите:  Zeekr выпустил первый гибридный кроссовер 9X мощностью почти 1400 лошадиных сил.

В июне выпуск российских автомобилей достиг 56,2 тысячи штук, показатель почти на 12,5% меньше прошлогоднего. Одновременно продажи зарубежных машин сократились на 45% до 44,7 тысяч единиц.

Продажи электромобилей уменьшились на 57% (с 11 154 до 4778 штук). При этом российское производство заняло больше места на рынке, увеличив свою долю с 18 до 23%.

Индексы развития рынка

Последние три года демонстрируют следующие тренды, согласно анализу индексов.

  • Рынок новых автотранспортных средств после стремительного роста в 2024 году (+144% к базовому январю 2022 года) в 2025-м приступил к корректировке — до уровня начала 2022 года.
  • Несмотря на пятикратное увеличение в 2024 году, в 2025-м импорт стабилизировался на уровне 264% от базового показателя.
  • Местный производственный сектор постепенно восстанавливается после кризиса 2022 года, однако показатели (67%) всё ещё остаются ниже докризисных.
  • Рынок электромобилей показывает высокий рост — 307% в июне 2025 года по сравнению с январем 2022 года, несмотря на общий спад.

Похожие статьи