Российские аккумуляторы для электромобилей – где их найти?

VozBox  » Новости »  Российские аккумуляторы для электромобилей – где их найти?

В декабре в столичном «Экспоцентре» прошел автосалон коммерческой и специальной техники «Комтранс-2024»Мы обсудили с участниками рынка, включая производителей электромобилей, выполнение предписания Минпромторга по установке российских высоковольтных аккумуляторных батарей с 2025 года. Данное требование закреплено в действующей редакции постановления правительства РФ № 719 от 17 июля 2015 года.

Документ регулирует начисление баллов локализации для широкого спектра российской промышленной продукции. Баллы нужны производителям для получения компенсации утилизационного сбора. С 2025 года утилизационный сбор на электромобили в возрасте до трёх лет вырос с 32 600 до 667 400 рублей, став таким же как и для легковых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания объемом от одного до двух литров. Для российских производителей электромобилей вопрос компенсации приобретает острую актуальность, несмотря на то, что доля утилизационного сбора в цене их электромобилей меньше, чем в цене машин с ДВС. Если «Автотор» и «Моторинвест» не начнут применять российские батареи с 2025 года, рискуют лишиться компенсации и цена их электромобилей возрастет на величину утилизационного сбора.

Логично возникает вопрос: какие высоковольтные аккумуляторы считаются российскими по производству, а какие нет? Постановление № 719 дает на него однозначный ответ.

Завод-производитель аккумуляторных батарей (может находиться в любой стране Евразийского экономического союза) должен иметь права на конструкторскую и техническую документацию на срок не менее пяти лет.
В Российской Федерации должен действовать сервисный центр для ремонта, послепродажного и гарантийного обслуживания.
На предприятии должна быть собственная конструкторская служба. С 1 января 2025 года аккумуляторная батарея должна набирать целых 650 локализационных баллов. Самой значительной позицией при начислении баллов за АКБ стала…
«Защита прав на конструкцию или способ работы литий-ионных аккумуляторов для российского юридического лица. (200 баллов). За Производство или применение деталей корпуса литиево-ионных аккумуляторов, изготовленных в России. дают 120 баллов, за Сборка, включающая монтаж модулей с литий-ионными аккумуляторами и блоками управления, а также контрольные испытания литий-ионной аккумуляторной батареи. Важно не только баллы, но и условие о том, что аккумулятор считается произведенным в России только если его ячейки изготовлены на территории РФ, а не завезены из-за границы. Решить вопросы авторских прав ещё как-то можно, но производство ячеек в РФ пока невозможно: нет компетенций, технологий и оборудования.

Теперь о второй части Марлезонского балета: какая ячейка признается произведенной в России? Ответ дает всё та же нормативно-правовая акция № 719. По авторским правам, наличию сервисного центра и конструкторского бюро на заводе-изготовителе — здесь всё как для батарей в целом. Главное, что с 1 января 2025 года ячейка признается произведенной на территории Российской Федерации только при условии набора не менее 800 баллов. Самой дорогой позицией стала Покрытие электропроводящей ленты анодными и катодными материалами. — 300 баллов. 150 баллов можно получить за Использование электродов из российских ресурсов. Для батареи типа NMC применяются литий, никель, марганец и кобальт. За … можно получить 110 баллов. Обработку электродов для аккумуляторных элементов (штамповка, резка и сварка). , 40 баллов — за Производство и использование электропроводящей ленты аккумуляторов. Лента может быть изготовлена из меди, алюминия или других материалов.

С 1 января 2025 года ячейка и батарея для электромобиля должны получить по 800 и 650 локализационных баллов соответственно. При этом ячейка должна быть выпущена на территории РФ, в противном случае субсидии обнулятся. Представители нескольких компаний рассказали, что Минпромторг понимает трудности выполнения условия использования российских высоковольтных АКБ. Чтобы помочь предприятиям, ведомство предложило считать батарею российской, если хотя бы корпус изготовлен на территории РФ. Вероятно, в 2025 году в постановление № 719 внесут поправку, легализующую это решение.

Интересный момент касается требования использования российских батарей. Минпромторг, как сообщают участники рынка, допускает широкую трактовку формулировки «с 2025 года» — буквально как «в течение всего года, в том числе и с декабря». Поэтому прогноз таков: в 2025 году российские производители электромобилей в лучшем случае начнут применять батареи, собранные в России из китайских ячеек, в худшем — даже не начнут корпусровать батареи, хотя опыт (даже положительный) имеется в рамках опытных партий. Не будем категоричны: оставим 0,0001% вероятности на то, что мы ошибаемся и один из производителей вдруг начнет выпускать ячейки, которые по всем требованиям постановления № 719 действительно окажутся российскими. Каких только чудес не бывает!

Amberauto A5