В столичном дилерском центре «Рольф Ясенево» состоялась встреча журналистов с руководством «Рольфа», где особое внимание уделялось выходу компании на вторичный рынок С2С. Обсуждались также итоги года и перспективы рынка новых автомобилей, поскольку генеральный директор Светлана Виноградова представила результаты работы за 2024 год и сделала прогноз на ближайший год. Топ-менеджер «Рольфа» выразил пессимистичный взгляд на ситуацию: дилеры, по его мнению, будут разоряться. В худшем сценарии 2025 года все китайские бренды могут упасть на 37%, а рынок новых автомобилей – на 22%.
После брифинга у Светланы выяснилось несколько деталей.
Сергей Арбузов: Могу ли я предположить, что прибыль «Рольфа» с одного проданного автомобиля снизилась в 2024 году?
Светлана Виноградова: Доходность от китайских брендов, поступающих централизованно, снизилась. В отношении автомобилей, импортируемых самостоятельно и совместно с партнерами (прежде всего Zeekr и Lixiang), а также ввезенных физическими лицами, доходность не изменилась. Это объясняется тем, что при работе с каждой конкретной сделкой по импортным или ввезенным автомобилям принято решение о прибыльности заранее, в то время как работа с крупными дистрибьюторами не позволяет этого сделать.
С. А.: Что стало причиной снижения прибыли у компаний, представивших данные о себе?
С. В.: Увеличение расходов на персонал значительное — большую часть из них составляет инфляция. В прошлом году неоднократно повышали зарплаты работникам. Кроме того, высокая ключевая ставка при больших объёмах продаж пагубно сказывается на автомобильном рынке.
С. А.: Показатели прибыльности китайских официальных брендов могут достигнуть нуля к 2025 году?
С. В.: По отношению к некоторым маркам у нее уже сложилось негативное мнение. С этими марками предстоит разорвать сотрудничество.
С. А.: Вы отметили, что Geely и Haval из официально представленных брендов достаточно стабильно ведут себя на рынке. Что же касается Chery, то поступающие сведения от «Чери Автомобили Рус» вызывают беспокойство.
С. В.: Необходимо отдельно анализировать каждый бренд, представленный компанией Chery. Например, Jaecoo демонстрирует финансовую стабильность с хорошей удельной доходностью. Остальные марки показывают переменчивые результаты: в сентябре-октябре показатели были высокими, затем снизились. Компания пристально следит за этими цифрами, но предсказать динамику рынка невозможно. За итоги прошлого года весь концерн Chery показал прибыль. Будущее года остается неопределенным — все будет зависеть от баланса доступности и спроса.
С. А.: Повышение объёмов продаж новых автомобилей на рынке в 2024 году составило 50%, а у «Рольфа» – лишь 15%. Это вас не беспокоит?
С. В.: Нет, у нас отличные как финансовые, так и операционные показатели.
В 2023 году «Рольф» реализовал 28 739 новых автомобилей, а в 2024-м — 32 922. Это разница в 15%, о которой говорилось в беседе со Светланой. Примечательно, что если доля выручки от продажи новых машин составила в 2023 году 36%, а в 2024-м — 44%, то доля прибыли осталась неизменной: 25% в 2023-м и 26% в 2024-м. Из этих цифр вытекает предположение о снижении прибыльности на единицу проданного товара.
Сервисное обслуживание и продажа запчастей показывают прекрасные результаты: доля в прибыли выросла с 38% в 2023 году до 51% в 2024-м. Такое увеличение частично связано с развитием линейки расходных материалов под собственным брендом «Рольф»: фильтры, элементы тормозных систем и подвески, ремни, лампы, свечи и другие товары выпускает компания. Светлана Виноградова заявила о планах по покупке завода-изготовителя комплектующих, но не раскрыла информацию о сторонах переговоров.
В 2024 году продажи автомобилями с пробегом «Рольфом» снизились до 63 158 штук против 102 225 годом ранее. Из-за этого выручка сократилась, несмотря на рост цен, а доля «вторички» в чистой прибыли упала с 37% в 2023 году до 23% в 2024 году. В связи с этим менеджмент принял решение выйти в сегмент С2С, где сделки совершаются между физическими лицами напрямую. Такой формат составляет три четверти общего объема сделок. Несмотря на это, по опросам «Рольфа», 42% покупателей боятся приобретать машину у частного лица, а еще 20% планируют такую покупку исключительно с участием дилера.
Для выхода на рынок С2С реализован большой проект «Рольф Автогарант». Начинается все с оценки технического состояния машин: подъемник, стробоскоп, лакокрасочное покрытие — всего 169 пунктов. В случае необходимости автомобиль можно отремонтировать сразу же. Также предлагаются проверка юридической чистоты, финансовые и страховые услуги, программа помощи на дороге. Все опции доступны как комплектом (с скидкой), так и по отдельности. Проект «Автогарант» только стартует, интересно узнать отзывы клиентов. Желаем новому начинанию успеха и через год оценим его финансовые результаты.
—
О ситуации в «Рольфе», отношениях компании с китайскими марками и особенностях сотрудничества с ними читайте нашу подробную статью – там вас ожидает множество интересных фактов.