Пресс-конференция президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексея Подщеколдина, занявшего пост главы РОАД три с лишним месяца назад, состоялась в среду, 19 июля, и принесла много интересной информации. Алексей Геннадьевич сообщил, что к руководимому им дилеру Lada в Брянске («БН-Моторс») из Тольятти поступает только 22% комплектных автомобилей, остальные складируются на площадке и, по оценке Подщеколдина, могут быть укомплектованы в лучшем случае в течение месяца-двух.
Алексей Геннадьевич появился на встрече с обширным докладом: помимо слайдов (в том числе со статистикой по китайскому рынку) он приводил цифры и факты. Не обошлось без оговорок. Президент РОАД сообщил, что в Бразилии прошлого года продано три миллиона новых машин — это неправда. По данным Бразильской ассоциации автомобильных производителей, в 2022 году дилеры реализовали на внутреннем рынке 2,104 млн транспортных единиц, включая грузовики и автобусы. Легковые машины разошлись тиражом в 1,57 млн штук. Остаётся надеяться, что остальная информация была верна, тем более что РОАД планирует снабжать рынок и прессу широким набором статистических данных.
Мы посетили пресс-конференцию РОАД из-за письма организации президенту правительства РФ Михаилу Мишустину, где резко осуждалась политика в вопросе утилизационного сбора после публикации постановления № 1118 с новыми коэффициентами. Составители посчитали, что время для повышения сбора крайне неудачно из-за ослабления рубля и дефицита новых машин на рынке. Президент РОАД заявил, что чиновники, принявшие решение о повышении, не знакомы с реальной ситуацией на местах. По словам Алексея Геннадьевича, таких должностных лиц нужно увольнять, но это невозможно. Мы ранее писали, что принимавшие решение прекрасно понимали свои действия, так как повышение стало результатом лоббистских действий президента АВТОВАЗа Максима Соколова, предлагавшего защитить российский автогигант от импортеров именно через увеличение утильсбора. В конце концов он обратился к Валентине Матвиенко, спикеру Совета Федерации, которая его поддержала.
Дата публикации письма РОАД свидетельствует об отсутствии влияния руководства ассоциации на работу Минпромторга. Менеджмент РОАД не был осведомлен о грядущих изменениях, хотя Дром писал об этом в мае с указанием цифр. РОАД по-прежнему независима в том смысле, что от нее ничего не зависит. Алексей Подщеколдин согласился с нашими доводами и заверил, что будет повышать вес РОАД в профессиональной среде и добиваться участия представителей дилерского сообщества в обсуждениях важных вопросов регулирования рынка на правительственном уровне. Возможно, чиновники не учтут наши рекомендации, но мы постараемся сделать так, чтобы точка зрения продавцов была ясной и отчетливой.
Спросили мы у Алексея о его мнении насчёт возможного применения новой системы «утили» на российских автомобилях. Помните постановление № 1118… Данное постановление действует для транспортных средств, завезенных на территорию Российской Федерации начиная с 1 августа 2023 года. В пресс-релизе Минпромторга также указано это. После публикации постановления № 1118 появились слухи о распространении повышенного утилизационного сбора и на автомобили российского производства, так как разные ставки утилизации для российских и импортных машин противоречат правилам Всемирной торговой организации (ВТО), членом которой Россия стала в 2012 году. Источники Дрома однозначно утверждают, что повышенный утилизационный сбор будет распространяться на российские машины, а разногласия с интерпретацией правительственной инициативы объясняются… «сыростью документов» и нежеланием «волновать общественность раньше времени».Алексей Геннадьевич удивил нас сообщением о том, что сомневается в распространении новой сетки только на машины иностранного производства. После публикации постановления № 1118 Алексей Подщеколдин, как президент РОАД, направил правительству запрос с просьбой разъяснить детали изменений и уточнить, будет ли утилизационный сбор распространяться на машины российской сборки. По словам Алексея Геннадьевича, ответа до сих пор нет. Таким образом, Минпромторг не только не отвечает журналистам (в том числе нам) в установленный срок десяти дней, но и президенту ассоциации РОАД. Кажется, у чиновников есть куда более важные дела.
Вопрос о начислении утилитасбора на российские машины для Алексея Подщеколдина – самый что ни на есть практичный. Как мы сообщали ранее, дилерский холдинг «БН-Моторс», принадлежащий Подщеколдину, договорился с китайской BAW об организации сборки легких грузовиков BAW T7. Алексей Геннадьевич выразил недовольство: Мне хотелось бы, чтобы стоимость наших машин оставалась ниже двух миллионов, однако сейчас это невозможно. Алексей Подщеколдин не может предоставить китайским партнёрам достоверных сведений в связи с неясностями по поводу оплаты утильсборов.
В заключение вспомним открытое письмо РОАД Мишустину, где встречается любопытная формулировка: увеличение налоговых сборов. «ударит по растущим российско-китайским отношениям». Мы спросили у Алексея Подщеколдина, чем обусловлена его ориентация на сотрудничество с китайскими партнерами. Алексей Геннадьевич пояснил, что при отсутствии других официальных импортеров это единственный вариант. «изменить регулирующее законодательство и Предложить российскому рынку максимальное количество товаров из Китая. Президент РОАД считает, что увеличение утилизации следует производить только после достижения рынком как объема, так и уровня цен допандемийного периода с помощью китайских партнеров. В письме к Мишустину Алексей Подщеколдин просил отложить повышение утилизации до лучших времен и полагает, что это может быть сделано.
Алексей Подщеколдин на пресс-конференции представил ряд важных рыночных инициатив. Об этих идеях редакция Дрома расскажет читателям после их детальной проработки и доведения до Минпромторга.
Важно, чтобы эксперты ведомства оценили перспективность правоприменения инициатив. Только в этом случае появится малый шанс на их принятие.
Желаем новому руководству РОАД удачи!