
Специалист обозначил ключевые трудности, возникающие при приобретении авто по нелегальным каналам.
Без русской локализации и гарантий, но с рисками: разберем недостатки параллельного импорта.

Доначисление утильсбора
В начале 2025 года автовладельцы, приобретшие машины через параллельный импорт, получили уведомления о доплате утилизационного сбора. Суммы оказались значительными — от 300 тысяч до одного миллиона рублей. Десятки тысяч человек столкнулись с этой проблемой из-за того, что при ввозе автомобилей брокеры занижали таможенную стоимость, используя неточности в законодательстве.
По данным участников рынка, покупатели обращались к частным посредникам из-за предлагаемых более низких цен и возможности приобрести редкие или исчезнувшие с российского рынка модели. Но сейчас таможенные органы всё чаще проверяют инвойсы задним числом. В 2024 году началась более строгая сверка с базой Минпромторга, где указаны среднерыночные цены. При обнаружении расхождений взимаются дополнительные сборы.
Некоторые автолюбители соглашаются платить задолженность сразу, избегая конфликтов. Другие подают в суд, пытаясь доказать, что вину за нарушение правил следует возложить на брокера, который утверждал о включении таможенных платежей в стоимость автомобиля. Размер доначислений варьируется в зависимости от марки и цены машины. Покупателей часто не предупреждают о существовании подобных рисков. Многие решают «закрыть вопрос», выплатив сбор, чтобы избежать дальнейших судебных разбирательств.
Увеличение утильсбора осложняет ситуацию. С октября 2024 года средний рост составил 75%, а с января 2025 года базовые ставки выросли еще на 10–20%. По плану Минпромторга, до 2030 года утилизационный сбор будет расти ежегодно на 10–20%.
Стоимость автомобиля, указанная в документах при расчете таможенных платежей, может повлиять на размер сбора. Если заявленная стоимость меньше реальной рыночной цены, при проверке может быть доначислено. Сейчас подобные ситуации фиксируются чаще всего по автомобилям, оформленным в 2023–2024 годах.
С августа 2023 года приобрести по льготным условиям можно лишь одно транспортное средство в течение года.

Аннулирование ЭПТС
Автомобилисты, приобретшие машины по схеме параллельного импорта, рискуют столкнуться с аннулированием электронных ПТС. Специалист в области автокриминалистики Максим Шелков сообщил, что таможенные органы обнаруживают поддельные документы и отзывают выданные ранее паспорта транспортных средств.
рассказывал В 2024 году владелец автомобиля, приобретенного годом ранее и привезенного из Киргизии, неожиданно узнал об аннулировании ЭПТС, хотя все бумаги на машину были оформлены верно: имеется СБКТС и регистрация в ГАИ.
Во время разбирательства установили, что при таможенном оформлении указаны заниженные технические характеристики: объем двигателя был снижен с 3,3 до 2,0 л для уменьшения утилизационного сбора. Этим удалось сэкономить почти миллион рублей, но теперь эту сумму владельцу придется доплатить. Оформление СБКТС и ПТС было произведено до пересечения границы, что затрудняет проверку.
Сотрудник таможни способен проверить документы, представленные фактически и заведенные в систему. В истории по «Стингеру» оформлен утильсбор только на основе предоставленных документов, которые оказались фальшивыми. Таможенники, не дожидаясь информации от Росстандарта, списали утиль.
Ситуации такого рода встречаются часто. Многим владельцам еще неизвестно, что ЭПТС уже аннулированы или могут быть отозваны в ближайшее время. Таможенные органы интенсивно проверяют автомобили, ввезенные по неформальным схемам, и выявляют случаи предоставления ложной информации.
Глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин. отметилПроблема усложняется тем, что контроль над выдачей СБКТС отсутствует, поскольку эти документы оформляют частные организации, которые могут внести любую информацию, например, для уменьшения утилизационного сбора.

Отсутствие гарантии
Владельцы автомобилей, ввезенных по параллельному импорту, сталкиваются с проблемой отсутствия официальной заводской гарантии. Производители либо покинули российский рынок, либо приостановили работу, и обслуживать автомобили на прежнем уровне некому. Даже если бренд формально остался, официальные представительства и авторизованные сервисы обычно не принимают такие машины на обслуживание.
Некоторые продавцы предлагают собственную гарантию от салона или импортера, но это обычно дополнительная услуга за деньги или её стоимость уже включена в цену автомобиля. Условия такой гарантии часто ограничены, а сервис доступен не везде, возможно, только в одном регионе или у конкретного дилера.
Трудности с программным обеспечением
На российский рынок через параллельные поставки поступали не только дорогие европейские автомобили, но и китайские модели среднего ценового сегмента, включая те, что официально продаются в России. Причина — ощутимая разница в стоимости. Неофициальный ввоз позволял сэкономить десятки, а порой и сотни тысяч рублей по сравнению с покупкой у сертифицированного дилера.
Такие машины могут существенно отличаться от тех, предназначенных для внутреннего рынка. Различия касаются не только комплектаций, но и работы электроники, в частности блоков управления. Это приводит к тому, что даже простая диагностика может оказаться невозможной: оборудование не распознает систему автомобиля.
Отсутствует русификация – это отдельный момент озадачивающий пользователей. Некоторые модели не поддерживают даже английский язык, что усложняет работу с мультимедиа и навигацией. Неофициальные сервисы предлагают услуги по прошивке и добавлению русского языка, однако вмешательство в программное обеспечение может привести к полной блокировке систем и неработоспособности автомобиля.
Изготовители адаптируют продукцию под запросы рынка и вкусы покупателей, поэтому в различных государствах могут быть разные комплектации. Возникают трудности с перепрошивкой: требуется русифицировать ПО, что обходится недешево, — поделилась Нонна Шалина, генеральный директор автоцентра «Истком».

Проблемы с запчастями
Владельцам «параллельных» машин может быть трудно найти запчасти. Для популярных моделей поставки налажены, и дефицита обычно нет. С менее распространенными машинами ситуация иной: для некоторых автомобилей без официального представительства в России ожидание нужной детали может занять месяцы.
Замена больших кузовных деталей или агрегатов, например двигателя или коробки передач, представляет собой серьезную проблему. Часто запчасти необходимо заказывать из-за границы, что увеличивает расходы и время ожидания. Даже если удается найти нужную деталь, найти специалистов, которые ее установят качественно, бывает нелегко.
Авторы
Теги
Эксперты
