Специалист выделил ключевые трудности при приобретении автомобиля через подпольные каналы.
Без русской локализации, без обещаний качества, но с вероятностью негативных последствий: разберёмся, что может пойти не так при параллельном импорте.
Доначисление утильсбора
В начале 2025 года автовладельцы, приобретшие машины через параллельный импорт, массово получали уведомления о доначислении утилизационного сбора. Размер доначисления был значительным — от 300 тысяч до миллиона рублей. Проблема коснулась десятков тысяч человек и связана с тем, что при ввозе автомобилей посредники занижали их таможенную стоимость, используя несоответствия в законодательстве.
По словам участников рынка, покупатели обращались к частным посредникам из-за низких цен и доступа к редким моделям. Сейчас таможенные органы проверяют инвойсы задним числом, а в 2024 году началась более строгая сверка с базой Минпромторга по среднерыночным ценам. При расхождении доначисляются сборы.
Некоторые владельцы автомобилей сразу оплачивают требуемую сумму, избегая споров. Другие обращаются в суд, пытаясь доказать вину брокера, который заявлял, что таможенные платежи уже учтены в стоимости машины. Размер доначислений варьируется в зависимости от марки и цены автомобиля. Покупатели часто не были предупреждены о существовании подобных рисков. Многим выгоднее «закрыть вопрос» и заплатить сбор, чтобы избежать дальнейших разбирательств.
Рост самого утильсбора ухудшает ситуацию. С октября 2024 года он увеличился в среднем на 75%, а с января 2025 года базовые ставки выросли еще на 10–20%. По плану Минпромторга, до 2030 года утилизационный сбор будет расти на 10–20% ежегодно.
При установлении таможенных платежей важна заявленная стоимость автомобиля. Если в документах указана, например, 20 тысяч долларов, а на самом деле машина стоит дороже, при проверке может быть начислен сбор исходя из реальной рыночной цены. Сейчас подобные случаи всё чаще регистрируются по автомобилям, оформленным в 2023–2024 годах.
С августа 2023 года возможно ввозить по одной машине в год на льготных условиях.
Аннулирование ЭПТС
Владельцы автомобилей, приобретённых по схеме параллельного импорта, рискуют столкнуться с отзывом электронных ПТС.
рассказывал В 2024 году владелец автомобиля, приобретенного годом ранее и ввезенного из Кыргызстана, неожиданно узнал о аннулировании ЭПТС, хотя все документы на машину были оформлены должным образом: СБКТС и регистрация в ГАИ присутствовали.
Во время разбирательства установилось, что при таможенном оформлении технические характеристики были занижены: объем двигателя указан как 2,0 л вместо 3,3 л для уменьшения утилизационного сбора. Экономия составила почти миллион рублей, но теперь эта сумма придется доплатить владельцу. Оформление СБКТС и ПТС было произведено до пересечения границы, что затрудняет проверку.
Сотрудник таможни может проверить и сравнить представленные документы с данными в системе. В случае со «Стингер» сборы по утилизации были оформлены только на основе предоставленных документов, которые оказались поддельными. Таможенники не дождались информации из Росстандарта и списали утилизацию.
Такие ситуации встречаются часто. Многие владельцы ещё не осведомлены о том, что их ЭПТС уже аннулированы или могут быть отозваны в скором времени. Таможенные органы активизировали проверку автомобилей, ввезённых по серым схемам, и выявляют случаи предоставления ложной информации.
Глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин. отметилПроблема осложняется тем, что контроль выдачи СБКТС отсутствует: этими документами занимаются частные фирмы, способные вносить желательные данные, например, для снижения размера утилизационного сбора.
Отсутствие гарантии
Владельцы автомобилей, ввезенных по параллельному импорту, сталкиваются с проблемой отсутствия официальной заводской гарантии. Производители либо ушли из России, либо приостановили работу, и обслуживать машины прежним образом стало невозможно. Даже если бренд формально не ушел, официальные представители и авторизованные сервисы обычно не принимают такие машины на обслуживание.
Часть продавцов предлагает собственную гарантию от салона или импортера. Как правило, это дополнительная услуга по цене или уже включена в стоимость машины. Условия такой гарантии часто ограничены, а сервис может быть доступен не везде.
Трудности с программным обеспечением
На российский рынок через параллельные схемы поступали не только дорогие европейские автомобили, но и китайские модели среднего ценового сегмента, в том числе те, что официально продаются в России. Причина — ощутимая разница в стоимости. Неофициальный ввоз позволял сэкономить десятки, а порой и сотни тысяч рублей по сравнению с покупкой у сертифицированного дилера.
Такие машины могут значительно отличаться от тех, что рассчитаны на внутренний рынок. Отличия затрагивают не только комплектации, но и работу электроники, например блоков управления. В результате даже простая диагностика может быть недоступна: оборудование не распознает автомобильную систему.
Отсутствует русская локализация. Некоторые модели не поддерживают даже английский язык, что усложняет работу с мультимедийными функциями и навигацией. Неофициальные сервисы предлагают прошивку с добавлением русского языка, но вмешательство в программное обеспечение может привести к полной блокировке систем и неработоспособности автомобиля.
Изготовители адаптируют продукцию под запросы рынка и вкусы покупателей, поэтому комплектации могут отличаться в различных странах. Появляются трудности с перепрошивкой: необходимо локализовать ПО, что влечет за собой значительные расходы.
Проблемы с запчастями
Владельцам машин, приобретённых не по обычным каналам, могут быть трудности с поиском запчастей. Для популярных моделей поставки деталей налажены и дефицита обычно нет. Но с редкими машинами ситуация иной: для некоторых автомобилей без официального представительства в России срок ожидания нужной детали может растянуться на месяцы.
Замена больших кузовных элементов или таких агрегатов, как двигатель или коробка передач, может стать серьёзной проблемой. Часто запчасти нужно заказывать из-за границы, что влечёт дополнительные расходы и время ожидания. Даже найдя нужную деталь, не всегда удаётся найти специалистов, которые её установят и гарантируют качество работы.