О течи радиатора: причины, устранение и последствия для эксплуатации.
Радиатор — деталь системы охлаждения двигателя, отвечающая за теплообмен с окружающим воздухом. Излишнее тепло отводится через ячейки радиатора в атмосферу, что обеспечивает правильную температуру работы мотора. Расположен радиатор спереди под капотом, за декоративной решеткой, для максимального обдува встречным потоком воздуха.
Почему течет радиатор
Причины возникновения неплотности.
Механическое повреждение
Современные радиаторы изготовлены из алюминиевого сплава. Материал этот легкий и обеспечивает быстрый эффективный теплообмен. Однако уязвим к внешним воздействиям. Небольшое столкновение с препятствием может привести к появлению пробоин или разрыву швов в радиаторе.
Естественная усталость
С течением времени все радиаторы подвергаются коррозии, вызывающей течи и конденсат. Часто проявления появляются только при нагреве, когда радиатор расширяется из-за температуры и давления в системе. Некачественный антифриз и его несвоевременная замена также способствуют коррозии.
Также стоит отметить комбинированные радиаторы с элементами из металла и пластика. При проектировании инженеры учитывают разницу температурных коэффициентов расширения этих материалов. Тем не менее, со временем стыки между пластиком и металлом могут начать пропускать жидкость.
Проблемы с пробкой
Засорившаяся пробка на радиаторах старых моделей может стать причиной затруднений в работе системы охлаждения.
Радиаторы с расширительной пробкой — редкие сегодня экземпляры «старой школы». Как и пробка пластикового бачка, эта пробка со временем может заклинивать (внутри есть клапан) или подтекать при нагревании антифриза.
Как проверить радиатор
Система охлаждения желательно диагностировать манометром для определения рабочего давления и контроля работы клапана на крышке. В реальности это редко выполняется, а типичная проверка компонентов, включая радиатор, сводится к визуальному осмотру. Небольшой подтек из-за неплотности может быть незаметен вначале, так как при нагреве происходит испарение капель. С течением времени пятна от охлаждающей жидкости станут всё более заметными. В конечном итоге радиатор начнет подтекать даже после остановки двигателя и остывания.
Проверка компрессором
При подозрении на неплотность радиатора его можно проверить компрессором под давлением. Это трудоемкий метод, но дает точный результат. Радиатор снимают, сливают антифриз, затем подключают патрубками-переходниками к компрессору и проверяют на наличие утечек воздуха. Используя мыльную воду с губкой и нанося пену на подозрительные места, можно упростить процесс. Такой проверкой можно воспользоваться для любого радиатора, но важно не переусердствовать с давлением.
Как устранить течь радиатора
В зависимости от местоположения, вида и размера повреждения для ремонта используют разные методы.
- Для соединения деталей можно использовать сварку или пайку. Это достаточно надёжное и доступное для автомобилистов решение, но требует определённых умений и специального припоя с флюсом, подходящего именно для сплава на конкретном автомобиле.
Подробнее о нюансах лучше узнать на тематических форумах в интернете.
Ремонт проблемного участка радиатора – надёжный способ, который по карману каждому автолюбителю.
- Ремонт трещины «холодной сваркой», например «Поксиполом», – недорогой и простой метод. Как правило, помогает, но со временем место ремонта может начать течь: некоторые двухкомпонентные клеи-герметики отслаиваются из-за перепадов температуры и влажности. При качественном составе, не просроченном сроке годности и точном следовании инструкции замазанный радиатор может работать длительное время.
- Герметизация бачка с помощью специальных составов – наименее желаемый вариант. Даже если состав сработает, то добавление компонента негативно повлияет на охлаждающую жидкость. Такой «ремонт» часто применяют мошенники и подходит лишь для небольших дефектов.
Пользоваться им стоит только в экстренной ситуации, после чего радиатор нужно снять и починить правильно, а охлаждающую жидкость заменить.
Рекомендации и советы
Радиатор, будучи статичной деталью, не требует особых рекомендаций по эксплуатации. Срок его службы зависит от качества охлаждающей жидкости и регулярности ее замены. Важна также капитальная мойка радиаторов, которую рекомендуется проводить раз в пять-семь лет. Полное удаление грязи при извлечении детали продлит срок её службы.