
Объясняем, почему регулируют клапана в двигателе, что случится при их неправильной настройке и когда нужно обратить внимание на клапана.
Клапаны — существенный элемент двигателей внутреннего сгорания, обеспечивающие поступление топливной смеси в цилиндры. Иногда клапаны неисправны и работают недостаточно эффективно.
Что такое регулировка клапанов
Регулировка клапанов – это процесс настройки тепловых зазоров между кулачком распределительного вала и элементами клапанного механизма.
В цилиндре автомобильного двигателя происходит воспламенение смеси топлива и воздуха. Образовавшиеся продукты сгорания толкают поршень, приводящий в движение коленвал, связанный с трансмиссией. Отработавшие газы выводятся из цилиндра в выхлопную систему.
Смесь топлива и бензина должна поступать в цилиндры, а затем из них выходить лишние газы. Подача смеси в цилиндры двигателя не может быть произвольной, необходим четкий момент и определенное количество. В противном случае двигатель нормально работать не сможет. Выведение газов также должно быть своевременным. Для этого и нужны клапаны, открывающиеся и закрывающиеся в нужный момент: запускающие смесь в цилиндры и выпускающие отработанные газы.
Двигатели комплектуются распределительным валом. Его работа проста: он вращается синхронно с коленвалом и при помощи кулачков воздействует на клапана, открывая и закрывая их.
👉 С какой целью применяют раскоксовку двигателя и как её осуществлять?
Детали двигателя нагреваются во время работы. При нагревании тела расширяются. Это учитывается при проектировании мотора. В противном случае клапаны будут работать не так, как задумано инженерами. Для этого между деталями клапанного механизма и распредвалом создаётся тепловой зазор. Регулировка этого зазора называется «регулировкой клапанов».
Зачем нужна регулировка клапанов
Правильная работа двигателя зависит от своевременного срабатывания клапанов. Не отрегулированные клапаны могут привести к негативным последствиям.
- Ошибочный тепловой зазор понижает мощность двигателя и увеличивает расход топлива.
- Не отрегулированные клапаны быстрее изнашиваются.
- Использование не отрегулированных клапанов при работе двигателя ведёт к быстрому износу многих его частей и в итоге требует серьёзного ремонта.
Неправильные зазоры могут снизить экологичность работы двигателя: в выпускную систему может поступать не сгоревший бензин. Это воздействует не только на окружающую среду, но и на срок службы каталитического нейтрализатора.
Когда нужна регулировка клапанов
Регулировку клапанов необходимо проводить своевременно. На автомобилях с большим пробегом ее выполняют приблизительно каждые 60-80 тысяч километров, но точный интервал зависит от конструкции двигателя, стиля вождения, частоты обслуживания и других факторов.
Водительу следует уделять внимание признакам, свидетельствующим о необходимости регулировки.
- Характерный звон металла при работающем двигателе (причем особенно сильный, если стук не исчезает после прогрева).
- Похудение производительности и, как следствие, пониженная скорость ускорения.
- Повышенный расход топлива.
- Неустойчивые обороты на холостом ходу.
Эти знаки могут свидетельствовать о недостатке или о других неполадках. Необходимо обращать на них внимание.
👉 Виды форсунок двигателя и распространенные поломки
Как регулируют клапаны
Существует несколько способов регулировки. Рассмотрим наиболее популярные из них.
- На современных автомобилях регулировка клапанов часто автоматизирована с помощью гидрокомпенсаторов.
- Мастер регулирует зазор с помощью винта на толкателе, взаимодействующего с клапаном. Винт при вращении может приближаться к клапану (уменьшая зазор) или отдаляться от него (увеличивая зазор). Зазор контролируется специальным щупом.
- Для регулировки под толкатель помещают тоненькую металлическую шайбу.
Краткие тезисы
- Назначение клапанов Обеспечивают поступление топливно-воздушной смеси в камеры сгорания и удаление отработавших газов.
- Что такое регулировка клапанов – регулировка зазоров между кулачком распределительного вала и клапанами.
- Причины регулировки — защита от уменьшения мощности, чрезмерного расхода горючего и ускоренного изнашивания силовой установки.
- Последствия несвоевременной регулировки Повышенный износ деталей, большее потребление топлива и снижение экологичности выхлопных газов.
- Когда нужна регулировка Проводите замену каждые 60–80 тысяч километров или при появлении стука, снижении мощности, нестабильных оборотов.
- Способы регулировки Регулировка производится автоматически с помощью гидрокомпенсаторов, винтом или подбором шайб.
- Гидрокомпенсаторы Это современный способ, который не нуждается в ручном регулировании (применяет масляное давление).
- Ручная регулировка Регулировка производится с помощью щупов, регулировочных винтов либо шайб.