Регулировка клапанов: суть и необходимость

VozBox  » Новости »  Регулировка клапанов: суть и необходимость


Объясняем, почему регулируют клапана в двигателе, что случится при их неправильной настройке и когда нужно обратить внимание на клапана.

Клапаны — существенный элемент двигателей внутреннего сгорания, обеспечивающие поступление топливной смеси в цилиндры. Иногда клапаны неисправны и работают недостаточно эффективно.

Что такое регулировка клапанов

Регулировка клапанов – это процесс настройки тепловых зазоров между кулачком распределительного вала и элементами клапанного механизма.

В цилиндре автомобильного двигателя происходит воспламенение смеси топлива и воздуха. Образовавшиеся продукты сгорания толкают поршень, приводящий в движение коленвал, связанный с трансмиссией. Отработавшие газы выводятся из цилиндра в выхлопную систему.

Смесь топлива и бензина должна поступать в цилиндры, а затем из них выходить лишние газы. Подача смеси в цилиндры двигателя не может быть произвольной, необходим четкий момент и определенное количество. В противном случае двигатель нормально работать не сможет. Выведение газов также должно быть своевременным. Для этого и нужны клапаны, открывающиеся и закрывающиеся в нужный момент: запускающие смесь в цилиндры и выпускающие отработанные газы.

Двигатели комплектуются распределительным валом. Его работа проста: он вращается синхронно с коленвалом и при помощи кулачков воздействует на клапана, открывая и закрывая их.

👉 С какой целью применяют раскоксовку двигателя и как её осуществлять?

Детали двигателя нагреваются во время работы. При нагревании тела расширяются. Это учитывается при проектировании мотора. В противном случае клапаны будут работать не так, как задумано инженерами. Для этого между деталями клапанного механизма и распредвалом создаётся тепловой зазор. Регулировка этого зазора называется «регулировкой клапанов».

Зачем нужна регулировка клапанов

Правильная работа двигателя зависит от своевременного срабатывания клапанов. Не отрегулированные клапаны могут привести к негативным последствиям.

  1. Ошибочный тепловой зазор понижает мощность двигателя и увеличивает расход топлива.
  2. Не отрегулированные клапаны быстрее изнашиваются.
  3. Использование не отрегулированных клапанов при работе двигателя ведёт к быстрому износу многих его частей и в итоге требует серьёзного ремонта.

Неправильные зазоры могут снизить экологичность работы двигателя: в выпускную систему может поступать не сгоревший бензин. Это воздействует не только на окружающую среду, но и на срок службы каталитического нейтрализатора.

Когда нужна регулировка клапанов

Регулировку клапанов необходимо проводить своевременно. На автомобилях с большим пробегом ее выполняют приблизительно каждые 60-80 тысяч километров, но точный интервал зависит от конструкции двигателя, стиля вождения, частоты обслуживания и других факторов.

Водительу следует уделять внимание признакам, свидетельствующим о необходимости регулировки.

  • Характерный звон металла при работающем двигателе (причем особенно сильный, если стук не исчезает после прогрева).
  • Похудение производительности и, как следствие, пониженная скорость ускорения.
  • Повышенный расход топлива.
  • Неустойчивые обороты на холостом ходу.

Эти знаки могут свидетельствовать о недостатке или о других неполадках. Необходимо обращать на них внимание.

👉 Виды форсунок двигателя и распространенные поломки

Как регулируют клапаны

Существует несколько способов регулировки. Рассмотрим наиболее популярные из них.

  • На современных автомобилях регулировка клапанов часто автоматизирована с помощью гидрокомпенсаторов.
  • Мастер регулирует зазор с помощью винта на толкателе, взаимодействующего с клапаном. Винт при вращении может приближаться к клапану (уменьшая зазор) или отдаляться от него (увеличивая зазор). Зазор контролируется специальным щупом.
  • Для регулировки под толкатель помещают тоненькую металлическую шайбу.

Краткие тезисы

  • Назначение клапанов Обеспечивают поступление топливно-воздушной смеси в камеры сгорания и удаление отработавших газов.
  • Что такое регулировка клапанов – регулировка зазоров между кулачком распределительного вала и клапанами.
  • Причины регулировки — защита от уменьшения мощности, чрезмерного расхода горючего и ускоренного изнашивания силовой установки.
  • Последствия несвоевременной регулировки Повышенный износ деталей, большее потребление топлива и снижение экологичности выхлопных газов.
  • Когда нужна регулировка Проводите замену каждые 60–80 тысяч километров или при появлении стука, снижении мощности, нестабильных оборотов.
  • Способы регулировки Регулировка производится автоматически с помощью гидрокомпенсаторов, винтом или подбором шайб.
  • Гидрокомпенсаторы Это современный способ, который не нуждается в ручном регулировании (применяет масляное давление).
  • Ручная регулировка Регулировка производится с помощью щупов, регулировочных винтов либо шайб.