Как меняется рынок автомобилей: мнение о китайских брендах и сером импорте от «Обухов»

VozBox  » Новости »  Как меняется рынок автомобилей: мнение о китайских брендах и сером импорте от «Обухов»

По мнению эксперта Угаровой, авторынок претерпит изменения в связи с утилизационным сбором и ключевой ставкой Центрального банка
По словам генерального директора компании «Обухова», причиной изменения ситуации на рынке автомобилей является не увеличение сбора на утилизацию, а иной фактор

По её оценке, для транспортных средств возрастом до трех лет размер утильсбора увеличится как минимум на 750 тысяч рублей, а для более старых автомобилей – может достичь 1,2 млн рублей. К тому же, начиная с 2026 года, их стоимость увеличится еще примерно на 250 тысяч рублей.

По словам Угаровой, стоимость машин, импортируемых неофициальным путем, будет сближаться с ценами на аналогичные модели, продаваемые через официальные дилерские центры, однако покупатели не получат гарантийное обслуживание и возможность оформления кредитов на выгодных условиях.

Поэтому спрос на них обязательно снизится, в дальнейшем рынок претерпит изменения, склоняясь к локальным решениям и китайским производителям, которые в настоящее время наращивают свое влияние в России.

«По мнению Угаровой, полное исчезновение автомобилей маловероятно, однако, снижение спроса на автомобили премиум-класса может быть связано с уменьшением числа потенциальных покупателей. Кроме того, некоторые компании планируют пересмотреть позиционирование и адаптировать свои бренды к российскому рынку, а несанкционированный импорт китайских автомобилей окажется экономически нецелесообразным.

По словам генерального директора «Обухова», основной причиной изменений на рынке автомобилей не является увеличение утилизационного сбора.

«Ключевым фактором изменения автомобильного рынка стало не увеличение утилизационного сбора, а кредитная политика Центрального банка. Она существенно повлияет на объемы продаж и, соответственно, на экспертные оценки перспектив дилеров, чья деятельность сильно зависит от взаимодействия с поставщиками. Текущая ситуация, при которой увеличение продаж приводит к ухудшению финансового состояния дилеров, оказывает деструктивное воздействие. Именно совокупность этих факторов станет причиной реструктуризации дилерской сети и автомобильного рынка в целом», — по словам Угаровой.

Ранее об изменения утильсбора высказались представители китайского бренда Hongqi. Так, по мнению исполнительного директора марки в России Ивана Савельева, изменения неминуемо скажутся на ценах автомобилей, они подорожают, а издержки большинства участников рынка вырастут.

Минпромторг в сентябре предложил привязать утилизационный сбор к мощности двигателя с введением прогрессивной шкалы. Суть изменений в том, что льготный утилизационный сбор, который оплачивают физические лица при ввозе автомобиля из-за границы, будет работать только для машин мощностью до 160 л.с. Если мощность больше, то будет выплачиваться коммерческий утильсбор, который в разы выше.

Министерство заявило, что данная инициатива была подготовлена по запросу ассоциации «Объединение автопроизводителей России». Представители ведомства сообщили, что в случае утверждения, новые принципы определения утильсбора начнут действовать с 1 ноября 2025 года.

Первый аналог утилизационного сбора был введен в России в 2009 году. На тот момент собственник старого автомобиля имел возможность сдать его на переработку, оплатив дилеру фиксированную сумму в 3 тыс. рублей. В результате он получал сертификат, дающий право на скидку в 50 тыс. рублей при приобретении нового автомобиля, произведенного в России. Полностью функционирующий утилизационный сбор был введен в 2012 году в связи с вступлением в ВТО. Изначально сбор оплачивался только импортерами, однако с 2014 года его действие распространилось и на российских автопроизводителей. Размер утильсбора ежегодно пересматривается.

Михаил Переходько, Вячеслав Василенко