
Подвеска является важной частью автомобиля. Что ее создаёт и как функционирует?

С экспертом рассмотрим назначение автомобильной подвески, её виды и способы профилактики неисправностей.
Что такое подвеска автомобиля
Подвеска — устройство, постоянно соединяющее колесную и несущую системы автомобиля. Она смягчает воздействие неровностей дороги, сохраняя стабильность салона. Даже на ровной дороге происходят толчки и колебания, а при встрече выбоин и камней их интенсивность возрастает. Главная функция подвески — амортизация. Но её возможности простираются за рамки привычного понимания: она также улучшает управляемость машины и защищает её от повреждений.
Подвеска делает движение безопасным, плавным и комфортным, поглощая удары и толчки от неровностей дороги и других воздействий. Без неё водитель и пассажиры ощущали бы удары даже на ровной дороге. Подвеска служит основой для кабины транспортного средства.
Характер подвесок может быть разным, но главное назначение одинаково для всех моделей.
- смягчение физического воздействия на транспорт;
- Поддержание требуемого положения колес, обеспечение точного рулевого воздействия.
- Устойчивость автомобиля в движении, предотвращение наклона.
Как устроена подвеска
Конструкция подвескиРазличные системы обладают общими элементами.
- пружины Детали, гасящие вибрации и толчки для поддержания плавного вращения колес.
- амортизаторы Обеспечивают соприкосновение шин с дорогой.
- стойки В одном узле сочетаются различные детали, например, амортизаторы и винтовые пружины.
- крепления Вставки, гасящие колебания, предупреждают деформацию подвески.
- сайлентблоки (металлические втулки с мягкими вставками);
- Колесные направляющие для корректного расположения колёс во время движения.
- шаровые опоры Для крепления рычага к центральной части колеса, обеспечивая его устойчивость.

В системе автомобильной подвески применяются разные виды упругих элементов.
- Витые пружиныАмортизаторы защищают машину от ударов. Бывают стандартные и усиленные — для машин с большой нагрузкой на заднюю часть, например, грузовиков или транспорта с прицепом. Производители предлагают также пружины с переменной жесткостью, которые упрощают адаптацию к разным ситуациям на трассе.
- РессорыУпругие детали, состоящие из одного или нескольких листов, перераспределяют силу от кабины к подвеске автомобиля. В настоящее время подобные рессоры преимущественно используют на грузовых машинах для стройки.
- ТорсионыИспользуются на независимых конструкциях, связывающих колеса и кузов автомобиля во время движения. Отличаются от двух предыдущих подвесок отсутствием в конструкции неподрессоренной массы машины.
Виды подвесок автомобиля
Твердые системы устанавливают преимущественно на спортивных машинах. Такая конструкция обеспечивает лучшую сцепляемость с дорогой и маневренность, но уменьшает плавность езды по неровной дороге. Легковые машины чаще оснащают мягкой подвеской. В них комфортнее ехать, но они менее управляемы. Мягкая подвеска приводит к большему кренам кузова, снижает маневренность на высоких скоростях.
Подвески разделяют на два вида:
Зависимая
Механизм системы состоит из цельной оси, протягивающейся по всей ширине рамы. Ось соединяет левые и правые комплекты колёс, заставляя их работать согласованно. Кабина крепится к колёсам балкой или мостом. Элемент поддерживает положение кабины относительно оси транспортного средства.
Независимая подвеска демонстрирует высокую грузоподъемность, но недостаточно хорошую устойчивость при скоростях выше среднего и ниже комфортабельность в поездках. Производители предлагают условно-промежуточные варианты: полунезависимую и частично независимую подвески. Первая применяется только сзади на не ведущем мосту. Простая установка и компактность являются её преимуществами. Полунезависимая подвеска на продольных рычагах, также известная как торсионно-рычажная, выполняет роль стабилизатора.

Независимая
Катки располагаются в одной плоскости, однако перемещают своё положение по отношению к друг другу.
Независимая подвеска гарантирует отличную маневренность, надёжность, повышенный уровень комфорта.
Независимые подвески также делят на несколько подвидов:
- МакФерсонПроектирование сосредоточено на простоте и эффективности, что делает систему компактно и легко интегрируемой в автомобили с передним приводом.
- Двухрычажная подвескаНазвание говорит само за себя: подвеска состоит из двух рычагов разного размера – нижнего и верхнего. Это улучшает сцепление и управляемость по сравнению с МакФерсоном.
- Пневматическая подвеска Данная система позволяет настроить желаемую высоту кузова благодаря пневмобаллонам, наполненным сжатым воздухом. Благодаря этому движение машины получается плавным, что особенно ощущается в дорогих автомобилях, оборудованных таким типом подвески.
- Гидравлическая подвескаВ качестве амортизаторов применяются гидростойки или гидроподъемники с увеличенным диапазоном хода. При наличии адаптивной подвески и электронного управления система самостоятельно настраивается на характеристики дорожного покрытия.
Спортивные
Привод по типу «Pull-rod» и «push-rod» — независимые системы подвески, используемые на спортивных болидах. Рычаг подвески обычно установлен под углом 45 градусов к шине автомобиля. При попадании на неровность движение передается через шину и обод на вертикальную подвеску, а затем на рычаг. Внутри кузова располагается коромысло, являющееся небольшим металлическим элементом на шарнире. Коромысло связано с четырьмя деталями: торсионной пружиной, пружиной подъема, амортизатором и ранее упомянутым рычагом подвески.
Полузависимая подвеска
Преимущества такого промежуточного варианта конструкции — небольшой вес. В нем два рычага и балка. Колеса сцеплены, но слегка изменяют свое положение относительно друг друга при движении. Подходит для задней части переднеприводного транспорта бюджетной категории.

Неисправности
Специалисты советуют обращать внимание на работу подвески автомобиля. Необычные стуки могут сигнализировать о неисправности системы. При попадании на ямы или ухабы слышны глухие удары, но без резких металлических звуков. При появлении систематически повторяющихся аномалий необходимо обратиться в мастерскую.
При столкновении автомобиля с дорожными преградами обратите внимание на резиновые чехлы шарниров. Проверьте их на повреждения, так как износ амортизаторов часто приводит к неисправности подвески. Проверить это можно на эстакаде или яме, либо подняв машину на подъемнике.
Если при нажатии на передний угол кузова и резком отпускании он не сразу возвращается в исходное положение на неровной дороге, это может говорить о неправильной работе подвески автомобиля. Для точной диагностики рекомендуется обратиться в автосервис.

Как избежать поломки подвески автомобиля
Проблему легче предупредить, чем исправлять её последствия.
- Регулярно осматривайте состояние шин, чехлов и прочих резиновых элементов.
- Регулярно проверять состояние ступичных подшипников и амортизаторов.
- Рекомендуется снижать скорость перед участками дороги с глубокими ямами.
Краткие тезисы
- Назначение подвески Обеспечивает комфортное движение, простоту управления и защиту от повреждений на дороге, уменьшая колебания внутри салона.
- Основные функции Смягчение толчков, поддержание устойчивости транспортного средства и предотвращение потери сцепления колёс с поверхностью.
- Конструкция В состав входят пружины, амортизаторы, стойки, сайлентблоки, шаровые опоры и рычаги.
- Типы упругих элементов – винтовые пружины, рессоры (для грузовиков), торсионы (в подвесках, работающих отдельно от друг друга).
- Виды подвесок – зависящая (крепкая, но менее удобная), независимая (улучшенное управление), полузависимая (средний вариант).
- Специальные подвески – с регулируемой пневмой, с гидравлической адаптацией к дороге, спортивные (Pull-rod/Push-rod).
- Признаки неисправностей Стук, скрип, качки, рысканье автомобиля.
- Основные причины поломок Перегрузка, резкая езды, износ деталей из резины и допущенные во время ремонта ошибки.
- Профилактика поломок Регулярно осматривайте шины, амортизаторы и пыльники, старайтесь не попадать в ямы на большой скорости.
- Рекомендации эксперта Диагностика в сервисном центре, крепёжные элементы заменяют при ремонте, выполняется обслуживание по графику.
Авторы
Теги