
Специалисты ожидают увеличения стоимости новых автомобилей к лету 2025 года.
Мероприятия по снижению избытка автомобилей на складах, такие как дополнительные скидки и льготные кредиты, предпринимаются дилерами и автопроизводителями. Рыночная ситуация может скоро неблагоприятно сказаться на покупателях.
В России с конца 2024 года впервые за длительное время на автомобильном рынке наблюдается снижение цен на машины. Чаще всего это дополнительные скидки от производителей и дилеров на оставшиеся в наличии автомобили. Возможно, в будущем сложится иначе.
Стоки стали меньше
Цены снижаются из-за большого количества машин на складах. С помощью скидок дистрибьюторы и дилеры пытаются продать автомобили прошлых лет, освободив место для новых партий. Глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков оценивает количество нераспроданных автомобилей 2024 года выпуска на дилерских складах приблизительно в 350 тысяч штук. Большей частью это китайские модели.
Эксперт уточнил, что по схеме параллельного импорта машины прошлого года всё ещё поступают в страну.
По расчетам Олега Мосеева, экс-президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры», на начало нынешнего года на складах было около 320–350 тысяч нераспроданных китайских машин. К весне 2025 года количество таких машин сократилось примерно до 280 тысяч.
Максим Агаджанов, управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг», назвал цифры по всем маркам на начало 2025 года. По его данным, у дилеров на складах оставалось от 600 тысяч до 700 тысяч автомобилей 2024 года выпуска.
В первом квартале клиентам передали около 250 тысяч машин. По среднемесячным продажам представителей авторетейла — 80 тысяч новых автомобилей — запаса хватит ещё на несколько месяцев при условии застоя рынка, полагает эксперт.
Наши запасы на складах дилеров сейчас меньше, чем могли бы быть. Сейчас нет необходимости хранить большие запасы, поскольку их есть у производителя.
Машин осталось до середины лета
Директор розничных продаж АГ «Авилон» Илья Петров не назвал точных цифр затоваривания. По его словам, остатки автомобилей на складах составляют от одного до два с половиной месяцев продаж. При этом многое зависит от конкретного бренда.
Мы держим запасы новых машин на уровне от 1,2 до 1,8 месяцев продаж. У дистрибьюторов объем невостребованных автомобилей прошлого года больше – от 2 до 4 месяцев продаж.
Директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов назвал примерно такие же сроки. Сразу же уточнил, что ситуация с затовариванием прямо зависит от марки автомобиля.
На рынке есть марки с запасом автомобилей на 7 и даже 10 месяцев. Другие бренды имеют запас гораздо меньше – 1,5–2 месяца. Это касается объема у дилеров и ввезенных авто, не распределенных дистрибьюторами. У дилеров максимальный объем складов составляет 3,5 месяца, а некоторые бренды хранят меньше месяца.
Сергей Целиков высказывает менее оптимистичный прогноз. По его мнению, полностью распродать «старые» автомобили дилеры не смогут за год. Эксперт отметил, что даже сейчас встречаются автомобили 2023 года выпуска (3–4%). Однако аналитик предсказывает, что основной прошлогодний сток (~80%) уйдет примерно к середине лета.
Олег Мосеев считает, что в апреле продажи новых автомобилей в России превзойдут показатели марта. Тем не менее, для того чтобы полностью распродать машины прошлых годов выпуска, потребуется длительное время.
В первые недели апреля внушает осторожный оптимизм постепенный рост продаж до планки в 100 тысяч автомобилей ежемесячно. Из общего количества приблизительно 55–57 тысяч машин будут китайских марок. Таким образом, имеющихся запасов таких автомобилей хватит на около пяти месяцев, утверждает эксперт.
Александр Николаев высказал более оптимистичный прогноз. Руководитель компании сообщил, что Major Auto сможет реализовать свой товарный запас за 1-3 месяца, учитывая марку.
Мы сразу заберём пустующие позиции с склада поставщиков, — заверил он.
Илья Петров полагает, что полное освоение автомобилей выпуска 2024 года займёт приблизительно два или пять месяцев.
Скидки под угрозой
Сергей Целиков сообщил, что больше не предвидится скидок на автомобили 2025 года выпуска такого масштаба. По его убеждению, акций всё же должно остаться.
Эксперт подытожил, что в обозримом будущем дефицита предложений нет. Но экономическая и политическая обстановки неустойчивы, всё меняется стремительно.
Илья Петров допускает повышение стоимости новых автомобилей в скором времени. Причиной такого роста, по его мнению, может стать увеличение расходов на утилизационный сбор за ввозимые модели.
Николай Иванов не связывает скидки с годом выпуска новых автомобилей. По его мнению, важнее запасы машин и наполняемость складов.
Нормализация соотношения среднемесячных продаж и складского запаса повлечёт за собой отмену дисконтных программ.
Олег Мосеев не ждет серьёзных колебаний цен после продажи автомобилей 2024 года. Эксперт называет несколько причин, по которым это не произойдёт.
Рынок покупателя сохранится ещё долгое время. Инфляция также растёт, и всё это препятствует росту цен.
Также напомнил о снижении курса юаня Китаем. Это должно привести к удешевлению товаров из КНР, в том числе автомобилей для России. По мнению Мосеева, китайские дистрибьюторы все еще обладают запасом для корректировки цен.
В подобных условиях, борясь за каждую проданную машину, лишь крайне неосмотрительная компания решится на повышение цен.
Рассрочку могут отменить
Из-за снижения продаж и переполненных складов многие крупные автодилеры предлагают новую услугу — покупку машины в рассрочку без переплат, как при кредитовании. Но есть некоторые условия. Часто для получения беспроцентного займа клиенту нужно внести значительный первый взнос (обычно 50–80% от стоимости автомобиля). Полное погашение задолженности происходит в строго ограниченный срок: обычно от года до трёх лет.
Скидки доходят до 900 тыс. руб.
Сергей Целиков считает, что настоящее время благоприятно для приобретения новой машины. Из-за наличия большого количества автомобилей на складах у дилеров и акций почти на все марки, можно рассчитывать на выгодные условия.
В одних случаях цены официально оглашаются, в других нужно посещать салон и вести переговоры. Для некоторых моделей, особенно не востребованных, скидки могут достигать 600–900 тыс. В среднем получить скидку в 5–7% просто.
Александр Николаев сообщил о действующих дисконтах на новые автомобили. Скидки касаются моделей 2023 и 2024 годов выпуска. По его словам, цены сейчас ниже, чем в конце прошлого года. Временной промежуток действия скидок не уточнил.
Олег Мосеев указал на необходимость посещать автосалоны исключительно при наличии актуальной потребности в новой модели.
Важно помнить об этом, когда наступило время замены машины или остро необходима. Попытки торговаться на авторынке без должных знаний — заведомо неудачный способ. В большинстве случаев промахнетесь.