Всё о положении педалей на механической коробке передач: старт, избежание провала, техники
Расположение педалей на «механике»
В автомобиле с механической коробкой передач педали располагаются слева направо: сцепления, тормоза, газа. В английском языке существует «запоминалка» ABC справа налево, расшифровывающаяся как «Accelerator/Brake/Clutch» — газ, тормоз и сцепление.
Такие подсказки годятся лишь на начальных этапах обучения. В жизни положение педалей должно быть запоминающимся для мышц, а ноги должны действовать сами собой. Иначе, если вспоминать, куда нажимать во время движения, авария неизбежна.
Сцепление соединяет двигатель с колесами. При нажатой педали связи нет: колеса крутятся независимо от оборотов двигателя. Если сцепление отпустить, двигатель связан с колесами через коробку передач. Передача, выбранная водителем, определяет скорость и тягу, которые мотор передает колесам.
При нажатии на педаль тормоза срабатывают исполнительные механизмы, которые находятся возле колес. При дисковых тормозах колодки прижимаются к тормозным дискам. Если установлены барабаны (на задней оси недорогих автомобилей) — колодки сжимают изнутри тормозные барабаны.
Давление на педаль газа регулирует поток воздуха и топлива в мотор. Чем сильнее нажимают на газ, тем бо́льшим количеством смеси топлива и воздуха заполняются камеры сгорания. От этого возрастает мощность и скорость машины.
Как правильно нажимать педали на «механике»
Левая нога предназначена только для работы сцеплением. Правая ступня управляет газом и тормозом. В автошколах традиционно учат ставить правую ногу так, чтобы ступня могла работать двумя педалями без отрыва пятки от пола. При этом левая, из-за большого хода работы сцепления, переставляется на педаль и снимается с нее после завершения нажатия.
Как трогаться на «механике»
- Чтобы автомобиль не скатился во время запуска, необходимо нажать педаль тормоза.
- Не отпуская тормоза, нажмите педаль сцепления.
- Включить первую передачу.
- Постепенно освобождайте педаль сцепления. Когда двигатель начнет работать активнее, а обороты упадут (момент включения сцепления), отпустите тормоз и плавно надавите на газ. Сцепление продолжайте плавно отпускать. Через несколько секунд после начала движения можно полностью снять ногу со сцепления.
Базовое упражнение в автошколе не предусматривает нажатие тормоза при старте. Однако с самого начала стоит привыкать держать машину на тормозе. Это упростит сдачу «старта в горку» и станет полезным навыком, который поможет избежать мелких проблем.
Какие педали нужно нажимать, чтобы остановить автомобиль с механической коробкой передач?
- Во время быстрого движения используется только педаль тормоза. Двигатель также помогает тормозам, поскольку при отпущенной педали газа и не нажатой муфте падающие обороты постепенно замедляют автомобиль. Такой метод замедления называется торможением двигателем. Замедление происходит либо естественным путем (накатом), либо дополнительным нажатием на тормоз. Муфта остается нетронутой.
- При снижении скорости до двадцати километров в час обороты мотора уменьшаются ниже холостого хода. Это может спровоцировать заглох двигателя, поэтому перед полной остановкой помимо тормоза нажимается педаль сцепления.
Необходимо развить навык и «чувство машины», чтобы затормаживать с минимальным нажатием сцепления для более эффективного торможения, одновременно избегая глушения двигателя на светофоре, успевая в нужный момент нажать педаль газа.
Что запомнить о педалях на «механике»
- Расположение педалей в механической коробке передач неизменно, независимо от расположения руля. слева направо находятся педали сцепления, тормоза и газа.
- Для мягкого старта необходимо выжать сцепление, включить первую передачу, а затем постепенно отпустить сцепление одновременно с добавлением газа. Также полезно научиться параллельно со сцеплением отпускать тормоз, который должен оставаться нажатым до полной остановки машины.
- Для эффективно снижения скорости и избежания перегрева тормозов нужно притормаживать с отпущенным сцеплением. Левую педаль следует нажимать только перед остановкой, при низкой скорости, чтобы не завести двигатель.