Пути, открывшие дорогу к победе.


В годы Великой Отечественной войны автомобильные дороги имели большое значение для победы СССР. По ним передвигались войска, осуществлялось снабжение фронта, эвакуация населения. Среди них известна «Дорога жизни», а также другие маршруты.

Великая Отечественная война стала испытанием не только для солдат и техники, но и для инфраструктуры СССР. Автомобильные дороги превратились в стратегические артерии, по которым шло снабжение фронта, эвакуация заводов и мирных жителей, переброска войск. Эти дороги были не просто путями сообщения: они стали линиями жизни, обороны и наступления. Их строительство и защита требовали героизма военных и гражданских. Рассказываем про пять дорог нашей страны, сыгравших особую роль в победе над фашизмом.

1. Дорога жизни (военно-автомобильная дорога № 101)

Маршрут: Ленинград — Кобона по Ладожскому озеру.

В начале сентября 1941 года Ленинград оказался окружённым, запасы еды быстро уменьшались. К 12 сентября 1941 года муки хватало на месяц. С 1 октября рабочие получали по 400 граммов хлеба, остальные — по 200 граммов. После этого норма была снижена до 125 граммов.

Город нуждался в доставке продовольствия и боеприпасов. В октябре 1941 года началось строительство ледового маршрута. Двадцать ноября первый обоз из 350 саней доставил 60 тонн муки. Через два дня по льду прошли 60 грузовиков ГАЗ-АА с прицепами.

Доставка грузов по Дороге жизни представляла смертельную опасность: немцы постоянно бомбили её, а лед мог сломаться в любой момент. Учёный Наумом Рейнов из Ленинграда разработал уникальный прибор — прогибограф, фиксирующий колебания льда. С его помощью удалось установить максимально безопасную скорость для машин — 35 км/ч.

Не пропустите:  Топ-5 аккумуляторов по версии специалиста

Дорога жизни стала самым сложным инфраструктурным проектом. На трассе функционировали 75 регулировочных постов, работало 350 регулировщиков. В эксплуатации была телефонная линия с опорами, вмонтированными в лед, а также собственные бензовозы на базе ЗиС-5. Летчики Ленинградского фронта постоянно осуществляли защиту трассы от бомбардировщиков.

По всей Дороге жизни сейчас проехать невозможно. В Санкт-Петербурге можно увидеть сухопутный участок трассы от города до Ладожского озера (трасса А-128), где каждый километр дороги обозначен памятными столбами.

2. М-1 «Беларусь» (Минское шоссе)

Направление: Москва — Брест

План «Барбаросса» предусматривал захват Москвы к сентябрю-октябрю. Для этого войска должны были двигаться по Минскому шоссе — самой короткой дороге от западных границ до столицы. Немецкое командование не предполагало такого ожесточенного сопротивления. Оно началось с Брестской крепости и продолжилось боями за Минск, Смоленск, Вязьму, Можайск…

Маршрут М-1 «Беларусь» доступен для проезда и сегодня. Из Москвы возможно довольно быстро добраться до Минска или Бреста. Или же не спеша проехать по дороге с остановками в местах, где предки защищали Родину от захватчиков.

3. М-9 «Балтия»

Направление: Москва — граница с Латвией

В годы войны эта дорога отсутствовала, Новорижское шоссе начали возводить лишь в середине 1970-х годов. Тем не менее, М-9 «Балтия» можно считать преемником старого Волоколамского шоссе, имевшего важное значение для обороны Москвы.

Сейчас важно то, что по трассе М-9 «Балтия» возможно быстро добраться из Москвы до Ржева. Город запомнился как место самых жестоких сражений во всей истории Великой Отечественной войны.

Не пропустите:  Эксклюзивный Land Rover Defender с V8 и эмблемой Octa появился в России.

«Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете…»

Александр Твардовский говорит о том, что здесь произошло: в боях за Ржев за несколько лет погибло от 1,3 до 2,5 миллионов человек.

Если путешествуете по трассе М-9 «Балтия» и проезжаете мимо Ржева, посетите это место. Помните о нём, вспоминая страницы нашей истории.

4. Чуйский тракт

Направление: Новосибирск — граница с Монголией

Во время Великой Отечественной войны победа завоевывалась не только на фронте, но и в тылу. Среди важнейших автомобильных дорог считался Чуйский тракт, связывающий страну с Монголией.

В настоящее время это одна из самых красивых дорог России (возможно, и мира). Во времена Великой Отечественной войны Чуйский тракт был также магистралью, по которой доставляли товары из Монголии. Важно отметить, что правительство осознало значение тракта задолго до войны. Еще в 1933 году ему присвоили статус военного объекта, а дорожные рабочие были приравнены к военнослужащим.

Во время войны по Чуйскому тракту переправляли грузы не столько на автомобилях, которых не хватало, сколько на лошадях, быках и верблюдах. Тогда появился термин «верблюдоходка». Машины же на тракте были модернизированы: у них стоял газогенератор, работающий на дровах вместо бензина. Из-за этого водители, в том числе женщины, всегда брали с собой пилу и топор.

5. М-7 «Волга»

Направление: Горький — Казань

Сейчас две крупные промышленные столицы Поволжья, Нижний Новгород и Казань, связаны платной трассой М-12 «Восток». В начале 1940-х годов добраться из одного города в другой было затруднительно.

Не пропустите:  В России стартовало производство внедорожника Sollers ST9, который может быть уже знаком многим

Строительство хорошего пути между Горьким (ныне Нижний Новгород) и Казанью имело стратегическое значение: для достижения победы требовалось оперативное снабжение войск.

Дорогу длиной почти 400 километров начали строить в 1942 году, а уже в начале 1943 года Горький и Казань соединила дорога с твердым покрытием. По ней сразу пошли грузовики с вооружением для защитников Сталинграда.

Вот что вспоминала Надежду Зимину строили трассу Горький — Казань. Техники не было, все делали вручную: лопатами и ломами долбили мерзлую землю, делали насыпь — носили землю на носилках. Работала с утра и до вечера, очень уставали, валились с ног, но работу не бросали. Дорога нужна была для перевозки на фронт солдат и военной техники, питания и одежды. Жили в другой деревне у хозяйки, спали на полу на тюфяках и на старой одежде, без простыней, подушек и одеял. Утром и вечером ели то, что у кого было, а в обед всех кормили прямо у дороги супом с хлебом. Недоедая и недосыпая, люди трудились по 14–16 часов в день.

Похожие статьи