Противобуксовочная система: устройство и принцип работы.

VozBox  » Новости »  Противобуксовочная система: устройство и принцип работы.


В чём суть ABS, его состав, принципы работы антиблокировочной системы и действия при загорании индикатора – ответы на ключевые вопросы о важной системе безопасности автомобиля.

Что такое ABS?

ABS расшифровывается как anti-lock braking system, а в русской транскрипции АБС означает антиблокировочную систему. ABS (АБС) — система, предотвращающая блокировку колес автомобиля при торможении. Принцип работы заключается в следующем: если во время интенсивного торможения одно или несколько колес машины блокируются и начинают скользить по дороге, то АБС автоматически ослабляет давление тормозной жидкости в соответствующей магистрали, и колесо вновь начнет вращаться. Если водитель постоянно нажимает педаль тормоза, этот процесс блокировки-разблокировки колеса в скольжении продолжается до конца торможения и, как правило, происходит несколько раз в секунду. Такая работа тормозной системы с АБС позволяет автомобилю оставаться управляемым даже во время интенсивного и экстренного торможения.

Зачем нужна ABS?

Главная задача системы ABS — сохранение управляемости автомобиля в процессе движения. Однако у неё имеются и другие свойства, которые также важны.

  • Обеспечить управляемость автомобиля при интенсивном и экстренном торможении.
  • Обеспечение равномерного прямолинейного торможения при взаимодействии с поверхностями, имеющими различное покрытие и коэффициент трения.
  • Снижение длины тормозного пути на гладких, прочных покрытиях с хорошим сцеплением.

Как устроена ABS

Система антиблокировочной тормозной системы (АБС) входит в состав обычных тормозов современных машин и состоит из следующих элементов.

  • Датчики скорости

Датчики скорости функционируют по принципу магнитной индукции и закреплены неподвижно к ступице каждого колеса, в некоторых АБС – к редуктору задней оси. Представляют собой катушку с магнитным полем. В каждой ступице имеется зубчатый венец. При вращении колес в катушке создается ток, интенсивность которого пропорциональна скорости вращения колес. Полученные датчиками сведения передаются на электронный блок управления ABS.

  • ЭБУ (Электронный блок управления)

Электронный блок управления (ЭБУ) обрабатывает информацию от датчиков, определяет момент блокировки колёс, контролирует давление рабочей жидкости в тормозной системе и, при необходимости, даёт регулирующие команды модулятору с клапанами для перекрытия требуемого тормозного контура.

  • Модулятор с клапанами

Модулятор с клапанами встроен в главную тормозную магистраль. При сигнале от блока управления электронным, первый клапан модулятора короткими импульсами перекрывает поток тормозной жидкости, тем самым регулируя давление в тормозных механизмах.

  • Гидроаккумулятор

Гидроаккумлятор регулирует давление в системе. Если давление приближается к максимально допустимому значению, второй электромагнитный клапан выпускает тормозную жидкость в гидроаккумулятор. При недостатке жидкости она поступает из гидроаккумулятора обратно в тормозную магистраль.

  • Насос ABS

Насос часто кулачковый устанавливают на системы антиблокировки не везде и функционирует лишь при срабатывании АБС, обеспечивая быструю реставрацию давления в тормозной системе машины.

Как работает ABS

Как функционирует система ABS?

Нажатие на педаль тормоза до упора сопровождается звуком «трещотки» и пульсацией, что сигнализирует о срабатывании антиблокировочной системы. В этот момент управление процессом торможения переходит к ЭБУ системы АБС. Датчики фиксируют скорость вращения колес и давление в тормозной магистрали. Компьютер определяет необходимую скорость замедления вращения для конкретной ситуации и передает команду модулятору для перекрытия того или иного тормозного контура. При совпадении скорости замедления с проектной доступ жидкости к контуру возобновляется. В современных системах ABS эта операция может выполняться до 18-20 раз в секунду для каждого контура, предотвращая блокировку колес при экстренном торможении и сохраняя управляемость автомобиля.

Виды ABS

Существует несколько видов антиблокировочных систем.

  • Система с четырьмя датчиками контролирует каждое колесо по отдельности и является наиболее эффективной на данный момент.
  • Система состоит из трёх датчиков: один размещён на задней оси, а два других – на передней паре управляемых колёс.
  • Система с двумя каналами управляема датчиками на передней и задней оси.
  • В системе с одним каналом устанавливается только один датчик на заднем мосту, который срабатывает при блокировке двух задних колес. Такая система ABS является самой недорогой, но и наименее эффективной.

Первые антиблокировочные системы были одноканальными и действовали только на заднюю ось автомобиля. Механизмы срабатывали одновременно и одинаково воздействовали на оба колеса задней оси. Современные антиблокировочные системы поддерживают четыре канала, по одному на каждое колесо, каждый из которых может работать отдельно.

Функционал антиблокировочной системы расширился со временем. С помощью настроек электронного блока управления в нее интегрировали систему распределения тормозных усилий EBD. Эта система работает на опережение и при экстренном торможении контролирует распределение тормозных усилий на механизмы до возникновения блокировки колес. Позднее к работе ABS и EBD добавили датчики положения рулевого колеса, дроссельной заслонки и поперечного ускорения. Это позволило «зашить» в блок АБС противобуксовочную систему и систему стабилизации ESP. Последняя в зависимости от производителя автомобиля имеет разные товарные названия, например ASR, DSC, VDC и др.

Не работает ABS

Сбои в работе антиблокировочной системы современных автомобилей оповещают водителя индикатором на панели приборов.

  • Обрыв проводов
  • Датчики антиблокировочной системы загрязнились и перестали работать.
  • Ступичное колесо имеет дефект зубчатого венца.
  • Перестал работать ЭБУ системы

Гореющий индикатор – повод обратиться в сервис, особенно если это произошло во время движения. В такой ситуации необходимо быть максимально осторожным и внимательным, особенно при интенсивных замедлениях или резких торможениях.

Перед визитом в автосервис можно попытаться самостоятельно устранить неисправность или хотя бы выяснить ее причину. При обнаружении проблем с работой ABS необходимо провести визуальный осмотр всех элементов системы. Сначала проверьте ЭБУ на наличие воды внутри устройства или повреждений корпуса. Блок ЭБУ расположен рядом с распределителем тормозных усилий. Для собственной безопасности отсоедините аккумулятор для обесточивания машины.

Проверить исправность предохранителей возможно самостоятельно. Некоторые электронные компоненты системы антиблокировки расположены на общем щитке под капотом и обозначены соответствующими отметками.

При наличии домкрата или ямы в личном гараже, провода датчиков колес можно проверить в районе ступиц. Такой осмотр поможет выявить оборванные провода или повреждения их изоляции.

Советы по эксплуатации ABS

Для более точной и эффективной работы системы ABS нужно:

  • Следите за давлением в шинах. Оно должно соответствовать значениям, рекомендованным производителем. Точность измерения скорости вращения колес непосредственно зависит от радиуса колеса, который в свою очередь зависит от давления в шинах.
  • Зимой избегайте очистки колесных арок и тормозных механизмов от льда и химических реагентов. Агрессивная окружающая среда может вызвать коррозию датчиков ABS, что приведет к их неисправности.
  • Ведите машину с пристальным вниманием к информации на приборной панели. При появлении ошибки ABS обратитесь в сервис.

Краткие тезисы

  • ABS (АБС) Система, препятствующая блокировке колес во время торможения и обеспечивающая управление автомобилем.
  • Основная функция ABS Предотвращение пробуксовки колес, уменьшение длины тормозного пути и гарантия устойчивости на различных дорожных покрытиях.
  • Принцип работыСистема импульсным образом управляет давлением тормозной жидкости, не допуская полной блокировки колес (до двадцати раз в секунду).
  • Компоненты ABSДатчики скорости, электронный блок управления, модулятор со сменными клапанами, гидроаккумулятор и насос (в отдельных модификациях).
  • Виды ABS:
    • Четырёхканальный (наиэффективнее, управление каждым колесом индивидуально).
    • Система с одним каналом (только для задней оси), устаревшая и неэффективная.
  • Современные ABS Часто сочетаются с системами распределения тормозных усилий EBD и стабилизацией ESP.
  • Признаки неисправностиЗагорелась лампочка системы ABS, тормоза срабатывают неправильно, выявлены ошибки при диагностике.
  • Распространенные причины поломокЗагрязнение датчиков, перелом проводов, поломка зубчатого венца, выход из строя ЭБУ.
  • Советы по эксплуатацииСледить за уровнем давления в шинах, предотвращать скопление наледи в колесных арках, проводить своевременную диагностику неисправностей.
  • При отказе ABS Тормозная система сохраняет свою функциональность, однако способность быстро остановить транспортное средство уменьшается.