
В чём суть ABS, его состав, принципы работы антиблокировочной системы и действия при загорании индикатора – ответы на ключевые вопросы о важной системе безопасности автомобиля.
Что такое ABS?
ABS расшифровывается как anti-lock braking system, а в русской транскрипции АБС означает антиблокировочную систему. ABS (АБС) — система, предотвращающая блокировку колес автомобиля при торможении. Принцип работы заключается в следующем: если во время интенсивного торможения одно или несколько колес машины блокируются и начинают скользить по дороге, то АБС автоматически ослабляет давление тормозной жидкости в соответствующей магистрали, и колесо вновь начнет вращаться. Если водитель постоянно нажимает педаль тормоза, этот процесс блокировки-разблокировки колеса в скольжении продолжается до конца торможения и, как правило, происходит несколько раз в секунду. Такая работа тормозной системы с АБС позволяет автомобилю оставаться управляемым даже во время интенсивного и экстренного торможения.
Зачем нужна ABS?
Главная задача системы ABS — сохранение управляемости автомобиля в процессе движения. Однако у неё имеются и другие свойства, которые также важны.
- Обеспечить управляемость автомобиля при интенсивном и экстренном торможении.
- Обеспечение равномерного прямолинейного торможения при взаимодействии с поверхностями, имеющими различное покрытие и коэффициент трения.
- Снижение длины тормозного пути на гладких, прочных покрытиях с хорошим сцеплением.
Как устроена ABS
Система антиблокировочной тормозной системы (АБС) входит в состав обычных тормозов современных машин и состоит из следующих элементов.
- Датчики скорости
Датчики скорости функционируют по принципу магнитной индукции и закреплены неподвижно к ступице каждого колеса, в некоторых АБС – к редуктору задней оси. Представляют собой катушку с магнитным полем. В каждой ступице имеется зубчатый венец. При вращении колес в катушке создается ток, интенсивность которого пропорциональна скорости вращения колес. Полученные датчиками сведения передаются на электронный блок управления ABS.
- ЭБУ (Электронный блок управления)
Электронный блок управления (ЭБУ) обрабатывает информацию от датчиков, определяет момент блокировки колёс, контролирует давление рабочей жидкости в тормозной системе и, при необходимости, даёт регулирующие команды модулятору с клапанами для перекрытия требуемого тормозного контура.
- Модулятор с клапанами
Модулятор с клапанами встроен в главную тормозную магистраль. При сигнале от блока управления электронным, первый клапан модулятора короткими импульсами перекрывает поток тормозной жидкости, тем самым регулируя давление в тормозных механизмах.
- Гидроаккумулятор
Гидроаккумлятор регулирует давление в системе. Если давление приближается к максимально допустимому значению, второй электромагнитный клапан выпускает тормозную жидкость в гидроаккумулятор. При недостатке жидкости она поступает из гидроаккумулятора обратно в тормозную магистраль.
- Насос ABS
Насос часто кулачковый устанавливают на системы антиблокировки не везде и функционирует лишь при срабатывании АБС, обеспечивая быструю реставрацию давления в тормозной системе машины.
Как работает ABS
Как функционирует система ABS?
Нажатие на педаль тормоза до упора сопровождается звуком «трещотки» и пульсацией, что сигнализирует о срабатывании антиблокировочной системы. В этот момент управление процессом торможения переходит к ЭБУ системы АБС. Датчики фиксируют скорость вращения колес и давление в тормозной магистрали. Компьютер определяет необходимую скорость замедления вращения для конкретной ситуации и передает команду модулятору для перекрытия того или иного тормозного контура. При совпадении скорости замедления с проектной доступ жидкости к контуру возобновляется. В современных системах ABS эта операция может выполняться до 18-20 раз в секунду для каждого контура, предотвращая блокировку колес при экстренном торможении и сохраняя управляемость автомобиля.
Виды ABS
Существует несколько видов антиблокировочных систем.
- Система с четырьмя датчиками контролирует каждое колесо по отдельности и является наиболее эффективной на данный момент.
- Система состоит из трёх датчиков: один размещён на задней оси, а два других – на передней паре управляемых колёс.
- Система с двумя каналами управляема датчиками на передней и задней оси.
- В системе с одним каналом устанавливается только один датчик на заднем мосту, который срабатывает при блокировке двух задних колес. Такая система ABS является самой недорогой, но и наименее эффективной.
Первые антиблокировочные системы были одноканальными и действовали только на заднюю ось автомобиля. Механизмы срабатывали одновременно и одинаково воздействовали на оба колеса задней оси. Современные антиблокировочные системы поддерживают четыре канала, по одному на каждое колесо, каждый из которых может работать отдельно.
Функционал антиблокировочной системы расширился со временем. С помощью настроек электронного блока управления в нее интегрировали систему распределения тормозных усилий EBD. Эта система работает на опережение и при экстренном торможении контролирует распределение тормозных усилий на механизмы до возникновения блокировки колес. Позднее к работе ABS и EBD добавили датчики положения рулевого колеса, дроссельной заслонки и поперечного ускорения. Это позволило «зашить» в блок АБС противобуксовочную систему и систему стабилизации ESP. Последняя в зависимости от производителя автомобиля имеет разные товарные названия, например ASR, DSC, VDC и др.
Не работает ABS
Сбои в работе антиблокировочной системы современных автомобилей оповещают водителя индикатором на панели приборов.
- Обрыв проводов
- Датчики антиблокировочной системы загрязнились и перестали работать.
- Ступичное колесо имеет дефект зубчатого венца.
- Перестал работать ЭБУ системы
Гореющий индикатор – повод обратиться в сервис, особенно если это произошло во время движения. В такой ситуации необходимо быть максимально осторожным и внимательным, особенно при интенсивных замедлениях или резких торможениях.
Перед визитом в автосервис можно попытаться самостоятельно устранить неисправность или хотя бы выяснить ее причину. При обнаружении проблем с работой ABS необходимо провести визуальный осмотр всех элементов системы. Сначала проверьте ЭБУ на наличие воды внутри устройства или повреждений корпуса. Блок ЭБУ расположен рядом с распределителем тормозных усилий. Для собственной безопасности отсоедините аккумулятор для обесточивания машины.
Проверить исправность предохранителей возможно самостоятельно. Некоторые электронные компоненты системы антиблокировки расположены на общем щитке под капотом и обозначены соответствующими отметками.
При наличии домкрата или ямы в личном гараже, провода датчиков колес можно проверить в районе ступиц. Такой осмотр поможет выявить оборванные провода или повреждения их изоляции.
Советы по эксплуатации ABS
Для более точной и эффективной работы системы ABS нужно:
- Следите за давлением в шинах. Оно должно соответствовать значениям, рекомендованным производителем. Точность измерения скорости вращения колес непосредственно зависит от радиуса колеса, который в свою очередь зависит от давления в шинах.
- Зимой избегайте очистки колесных арок и тормозных механизмов от льда и химических реагентов. Агрессивная окружающая среда может вызвать коррозию датчиков ABS, что приведет к их неисправности.
- Ведите машину с пристальным вниманием к информации на приборной панели. При появлении ошибки ABS обратитесь в сервис.
Краткие тезисы
- ABS (АБС) Система, препятствующая блокировке колес во время торможения и обеспечивающая управление автомобилем.
- Основная функция ABS Предотвращение пробуксовки колес, уменьшение длины тормозного пути и гарантия устойчивости на различных дорожных покрытиях.
- Принцип работыСистема импульсным образом управляет давлением тормозной жидкости, не допуская полной блокировки колес (до двадцати раз в секунду).
- Компоненты ABSДатчики скорости, электронный блок управления, модулятор со сменными клапанами, гидроаккумулятор и насос (в отдельных модификациях).
- Виды ABS:
- Четырёхканальный (наиэффективнее, управление каждым колесом индивидуально).
- Система с одним каналом (только для задней оси), устаревшая и неэффективная.
- Современные ABS Часто сочетаются с системами распределения тормозных усилий EBD и стабилизацией ESP.
- Признаки неисправностиЗагорелась лампочка системы ABS, тормоза срабатывают неправильно, выявлены ошибки при диагностике.
- Распространенные причины поломокЗагрязнение датчиков, перелом проводов, поломка зубчатого венца, выход из строя ЭБУ.
- Советы по эксплуатацииСледить за уровнем давления в шинах, предотвращать скопление наледи в колесных арках, проводить своевременную диагностику неисправностей.
- При отказе ABS Тормозная система сохраняет свою функциональность, однако способность быстро остановить транспортное средство уменьшается.