
По мнению эксперта Чернова, ввоз немецких автомобилей перестанет быть целесообразным в связи с их утилизацией»
С 1 ноября 2025 года в России планируется введение новых принципов определения утилизационного сбора. Министерство промышленности и торговли подготовил проект постановления, согласно которому сумма платежа будет определяться не только по объему двигателя, как сейчас, но и с учетом мощности автомобиля.
Рост цен
По словам Чернова, сейчас более уместно говорить о планируемом увеличении стоимости отдельных моделей, а не об уже произошедших изменениях цен. В качестве иллюстрации он привел BMW X5: для трехлитровых версий 30D и 40D повышение составит от 3,1 млн до 3,3 млн рублей. В настоящее время стоимость этих автомобилей находится в диапазоне от 6 млн до 9 млн рублей, поэтому дополнительная надбавка будет весьма заметной.
Рост заказов
Чернов отметил значительное увеличение интереса, но назвал это самой сложной частью ситуации. По его словам, доставить автомобиль из другой страны к 1 ноября практически невозможно.
«По словам эксперта, доставить автомобиль до 1 ноября, вероятно, не получится. В настоящее время за два месяца невозможно приобрести и привезти машину ни из Китая, ни из Кореи, ни из Германии, ни из Соединенных Штатов.
Возможность приобрести автомобиль остаётся только у тех, кто уже определился с выбором и произвел оплату. Все остальные, кто приступил к поиску только сейчас, упустили свой шанс.
Линейка моделей мощностью менее 160 л. с.
По словам Чернова, в данном сегменте наблюдается определенный выбор, однако в основном речь идет о более бюджетных вариантах, таких как Volkswagen Polo, Opel Corsa или японские кей-кары. При этом, поскольку доставка из-за границы обходится дорого независимо от марки автомобиля, экономически невыгодно импортировать более дешевые модели. Так, тот же Opel Corsa после учета всех расходов может стоить 2,5–3 млн рублей.
«Учитывая все трудности, возникшие из-за действий непартнеров, доставка автомобиля из-за границы обходится дорого. И это справедливо как для дорогих, так и для недорогих машин — стоимость перевозки любой модели примерно одинакова», — отметил специалист.
Тем не менее, эксперт подчеркнул, что в сегменте двигателей объемом до 150 лошадиных сил существует множество привлекательных моделей премиум-класса. В качестве примера можно привести BMW 518, X3, а также определенные комплектации Audi A4, A5, Q5 и даже A6.
Ранее Volkswagen Passat уступал в популярности моделям BMW, конкурируя с ними по стоимости, и поэтому был менее востребован. В настоящее время он способен предложить более разумное соотношение цены и качества.
«По мнению Чернова, потребители предпочтут Passat, поскольку ни один из существующих китайских автомобилей не может сопоставиться с ним по своим характеристикам и надежности.
В перечень эксперт включил модели Mini (X1, X2, Countryman, Cabrio), а также Volvo V60, V90 и XC60 — все эти автомобили доступны с двигателями, мощность которых составляет приблизительно 150 л. с.
Импорт автомобилей мощностью до 160 л. с.
По мнению Чернова, ключевым является не вопрос о выгоде, а целесообразность: если для премиальных моделей данные затраты не оказывают существенного влияния на стоимость, то для более доступных они становятся значительными. В частности, для упомянутого Opel Corsa логистические издержки могут превысить стоимость самого автомобиля.
В реальных условиях покупатели, как правило, отдают предпочтение более дорогим автомобилям, таким как BMW X3 или X5, поскольку расходы на транспортировку в этом случае не оказывают столь существенного влияния на их финансовые возможности и потенциальную перепродажную стоимость.
Возможные уходы с российского рынка
По мнению Чернова, наиболее ощутимый удар придется на сегмент высокопроизводительных спорткаров. Например, утилизационный сбор с BMW M5 может достичь почти 6 миллионов рублей, что делает приобретение автомобиля нецелесообразным. Также под вопросом остается судьба таких моделей, как BMW M3, оснащенных двигателями мощностью более 500 л.с.
Это не повлечет за собой отказ клиентов от автомобилей премиум-класса, однако они могут переключиться на другие модели, такие как Porsche 911, ввоз которых окажется более выгодным с учетом таможенных правил.
«Не только люди не откажутся от этой идеи, они предпочтут Porsche 911. По сути, речь идет о том же бюджете, однако, учитывая специфику таможенных правил, ввоз 911, даже с учетом утилизационного сбора, представляется целесообразным», — считает эксперт.
По мнению Чернова, текущая версия документа провоцирует искажение ситуации. В настоящее время автомобили, импортируемые через территорию Белоруссии, подлежат уплате коммерческого утилизационного сбора, в то время как при непосредственном ввозе в Россию взимается 48% пошлины для новых транспортных средств, однако без коммерческого «утиля». В случае принятия новых правил, дорогие автомобили начнут активно импортироваться через Белоруссию. Затраты на таможенное оформление окажутся более выгодными, что позволит возместить повышенный утилизационный сбор.
В конечном счете, стоимость новых автомобилей не увеличится, однако государственные доходы, наоборот, сократятся. Чернов считает, что в сложившихся условиях потребуется ввести дополнительные ограничения. Кроме того, на рынке может снова увеличиться предложение автомобилей, готовых к продаже, что будет благоприятно для покупателей.
Ситуация на рынке Германии
По словам эксперта, немецкие деловые партнеры пристально отслеживают корректировки в российском законодательстве. Некоторые из них лично связываются и интересуются подробностями о новом утильсборе, опасаясь, что Россия уменьшит объемы закупок.
«Нам звонили знакомые из Германии и выразили удивление: «Что происходит в вашей России? Вы что-то невероятное придумали! А как же мы?» – говорили они. По словам Чернова, немцы внимательно следят за ситуацией, проявляют интерес и серьезно обеспокоены тем, что мы прекратим приобретать автомобили.
В отношении фактических цен, в Германии пока не зафиксировано существенного увеличения. Более того, рост стоимости автомобилей в России может быть нивелирован изменением предпочтений покупателей: вместо востребованных подержанных BMW X3 с небольшим пробегом (до 60 тыс. км) они будут выбирать автомобили с пробегом 120 тыс. км, что позволит сэкономить до 1,4 млн руб. При этом появляется и преимущество: автокомпании получат возможность поставлять автомобили не по предзаказам, а предлагать их покупателям из имеющегося ассортимента. По мнению AvtoRevizorro, увеличенный пробег никак не повлияет на надёжность обслуженных машин.
По мнению Чернова, «золотая середина» будет уходить: приобретение трехлетних BMW X5 с трехлитровым двигателем станет нецелесообразным, и покупатели предпочтут новые модели. В результате рынок претерпит небольшие изменения, однако существенных сдвигов не ожидается.