
Двигатели из чугуна раньше считались надежными. Их характеристики позволяли выдерживать экстремальные нагрузки, перегрев и редко требовали серьезного ремонта, служили десятилетиями. Сейчас подобные ДВС встречаются реже, их сменили алюминиевые аналоги.
В 2010-х годах автопроизводители быстро перестроились под новые требования: снижение расхода топлива и выбросов стало главным приоритетом. Алюминиевые блоки оказались предпочтительнее чугунных из-за меньшей массы, что делало автомобили экономичнее и экологичнее.
В связи с появлением гибридных и электрических силовых установок у производителей появился дополнительный стимул переходить от тяжёлых конструкций. Некоторые компании, например Audi, активно развивали электромобили, делая ставку на будущее без традиционных двигателей внутреннего сгорания. Хотя позже в линейках снова появились бензиновые модели, что говорит о том, что классический двигатель пока рано списывать со счетов.
Чугунные блоки моторов в массовом сегменте скорее всего уже не вернутся. Сейчас их можно встретить лишь у отдельных брендов, таких как АвтоВАЗ, который продолжает использовать чугун из-за суровых условий эксплуатации. Некоторые китайские производители также сохраняют этот подход. В целом же выбор диктуется компромиссом между весом, расходами и топливной эффективностью. В этих условиях тяжёлый, но надёжный чугун уступает место более лёгким материалам.
В большинстве современных автомобилей установлены двигатели с алюминиевыми блоками. Иногда для повышения долговечности применяются чугунные гильзы, но даже в этом случае моторы редко эксплуатируются более 250 тысяч километров без капитального ремонта. Подобный выбор обусловлен экологическими нормами.
Алюминий значительно легче чугуна, что позволяет уменьшить массу автомобиля. Легче — меньше расход топлива и вредных выбросов. Для соответствия нормам ЕС и США это стало крайне важно. Алюминиевые блоки позволяют точнее контролировать тепловые зазоры и применять более высокую степень сжатия. В итоге прирост КПД невелик, но сокращается долговечность двигателя — снижается ресурс.
Запасные части – не просто дополнение к автомобилю, а полноценный инструмент для бизнеса. Для производителей авто продажи комплектующих часто приносят больше прибыли, чем сами машины. Конкуренция и множество альтернатив присутствуют в фильтров и колодок. А вот агрегаты, такие как коробки передач и двигатели, практически незаменимы. Именно по этой причине сверхнадёжные моторы становятся скорее проблемой, чем достоинством – они лишают компанию части стабильного дохода.
Изготовителям известно создавать автомобили так, чтобы они долго работали, но через время нуждались в ремонте и замене запчастей. Это даёт им выгоду от продажи оригинальных деталей и услуг по обслуживанию в автосервисах.