

По обыкновению, после Резюме ситуации на рынке за текущий период. Разбираем ситуацию по сегментам. Сегодня — о электромобилях. 2024-й был рекордным: продано 17 805 машин, на 26% больше, чем годом ранее. Пик продаж пришёлся на первое полугодие, а вот третий квартал показал спад и установился около 1,3 тысячи единиц в месяц. Лидировала марка Zeekr, модели которой выбрали 7623 покупателя. В первом квартале 2025 года рынок электромобилей по отношению к четвертому кварталу прошлого года обвалился вдвое — с 3844 до 1854 штук. Zeekr остался лидером, сохранив свою долю в 38%.
С апреля по июнь 2025 года электромобилями заинтересовалось на 37% больше покупателей, чем в первом квартале — 2544 единицы. Рост не связан с маркой Zeekr. Похоже, отечественные автолюбители наигрались в Зикры. В штуках Zeekr даже увеличился — 750 машин против 689 в первом квартале, но доля упала до 29%. Это указывает на то, что на рынке появились новые игроки или старые научились отбирать покупателей у Zeekr.
Нет других претендентов на лидерство, некоторые прежние игроки существенно увеличили продажи. Например, с апреля по июнь желающих купить BYD стало вдвое больше, чем с января по март — 125 штук. Электромобили Geely стали востребованы втрое сильнее: 135 машин во втором квартале, из них 127 пришлись на компактный кроссовер EX5 — единственный официально поставляемый.
Продажа электрических моделей Evolute увеличилась более чем вдвое — с 164 до 397 единиц. Из них только 26 были произведены в 2025 году — это модели i-Pro. По остальным моделям сборка в этом году не проводилась. Напомним, на «Моторинвесте» сейчас налаживают линию окраски, а затем — монтаж сварочной линии: уже в этом году первые электромобили Липецкой области, собранные по полному циклу, должны быть переданы покупателям.
Продажи Москвича 3е составляют 247 единиц, меньше сотни машин за квартал. Автомобилей 2025 года выпуска в статистике нет, возможно, их не будет: освобождается конкурентное пространство для Атома. Из проданных «электро-Москвичей» 76 — машины 2023 года сборки.
Бренд Amberauto ставит антирекорды: в продаже нет автомобилей текущего года выпуска, в стране работают три дилера, а общее количество реализованных экземпляров достигло 11 штук.
Далее о марке Ora. В последнее время во всем виртуальном пространстве большой волной разошлась информация Дилер «Авилон» осуществил крупную отгрузку автомобилей марки Ора по схеме операционного лизинга. Партия составила 50 машин, что является для «Авилона» наибольшей за последнее время. Второе полугодие принесло российский учету 159 автомобилей данной марки. Ранее, опираясь на данные дилеров, сообщалось о прекращении импорта (но не обслуживания) автомобилей из Китая российским представительством Great Wall, что подтвердил «Авилон». Директор бренда Ora в холдинге АГ «Авилон» Александр Савельев уточнил следующее: все автомобили, находящиеся на складах дилера и дистрибьютора, выпущены в 2023 году. Импортер не поставлял машины других годов выпуска.
С января по май бренд Ora в Китае теряет почти 73% дилерских отгрузок, реализуя в среднем 1050 машин ежемесячно. Это ставит вопрос о переформатировании или закрытии марки, но ответа нет – только цифры. Повторный неофициальный опрос российских дилеров Ora показал отсутствие информации о новых поставках. Это не означает ухода бренда: возможно, его локализуют на российском заводе. Ранее писалось, что для полной компенсации утилизационного сбора собранные в России «электрички» или последовательные гибриды должны набирать в три раза меньше баллов локализации, чем машины с ДВС. Актуальность вопроса утилизационного сбора для «электричек» и последовательных гибридов появилась именно в текущем году: размер «утиля» на них увеличился в 20 раз и сравнялся с «утилем» на машины с ДВС от литра до двух, составляющем 667 400 рублей.
Среди крупных производителей также выделяют Avatr, однако продажи его автомобилей сократились за квартал более чем на три десятка штук и составили 161 единицу. На различные модели Tesla нашлись покупатели — 92 человека, а на VW — ещё 42. Популярность модной марки Xiaomi растет: продано 73 автомобиля. Предполагается, что недавно представленный кроссовер этой марки увеличит российский спрос.
Продажи электромобилей марки Voyah практически сошли на нет — всего 14 машин. Марка переключается в России на последовательные гибриды. За второй квартал электрические Mercedes-Benz купили только 33 человека, BMW и Audi — еще меньше (24 и 11 покупателей соответственно). Экзотические для наших широт, но нашумевшие в Китае высокотехнологичные модели Nio выбрали 16 человек, а вот старый добрый Nissan — только трое. Porsche Taycan уже не привлекает обитателей Рублевки — в активе всего шесть машин. Не зашел им и электрический Macan, представленный только в прошлом году на Шанхайском автосалоне: 11 единиц. Ровно в таком же количестве разошелся и электрический Rolls-Royce Spectre. На Тойоту пришлись еще 14 любителей «зелени».
Главный вывод: в России новые электромобили доступны преимущественно состоятельным гражданам, ведь их доля на рынке по итогам второго квартала составила всего 0,8%. В этом контексте перспективы модели Atom кажутся нам сомнительными, если правительство не принудит таксистов к покупке подобных автомобилей. Представители Атома уже обратились в органы власти с просьбой о законодательном закреплении такого требования.
