Глава ГК «Автодом» Ольховский заявляет о достаточном количестве автомобилей у дилеров для удовлетворения спроса в течение четырех месяцев.
К концу января 2025 года российский автомобильный рынок восстановился и начал расти, но этот тренд может быть не продолжительным. В феврале спрос, возможно, уменьшится. Будут ли дилеры идти навстречу покупателям?
Продажи растут, чтобы упасть
В 2024 году продажи новых легковых автомобилей в стране увеличились почти вдвое по сравнению с прошлым годом: аналитики агентства «Автостат» подсчитали, что было реализовано 1 571 272 машины — на 48,4% больше, чем в 2023 году. За первую полноценную рабочую неделю января (с 13 по 19 число) было продано 21,7 тыс. новых легковых машин, что превысило показатель аналогичного периода прошлого года на 13%.
Представители дилерского сообщества говорят, что с прошлого года машин осталось много не проданных. Глава ГК «Автодом» Андрей Ольховский утверждает, что запасов хватит ещё как минимум на четыре месяца: продавцы не успели отреагировать на декабрьское снижение спроса и продолжали пополнять склады.
Эксперты полагают, что увеличение спроса на машины может значительно снизиться, а возможно даже станет отрицательным. Такая перспектива вызвана рядом обстоятельств.
Дилеры бьют тревогу
Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин отметил высокую вероятность проблем в 2025 году. интервью
Некоторым хватит денег на два-три месяца, а кому-то удастся продержаться до полугода. Уже в марте-апреле станет очевидно банкротство дилеров — и крупных, и мелких. Рынок не щадит никого, — сказал президент РОАД.
Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АО «Авилон» Ренат Тюктеев считает, что негативные прогнозы РОАД основаны на воздействии многих факторов.
- переизбыток машин от импортеров;
- Большое количество вновь открытых центров привело к резкому росту конкуренции.
- высокие затраты на финансирование стоков.
Эксперт указал на ровный спрос покупателей. Ситуация вызывает тревогу у дилеров небольшого размера, доход которых от продаж автомобилей ниже кредитных обязательств. Крупные холдинги с широкой сетью представительств обладают высокой финансовой стабильностью, вероятность прекращения их деятельности мала, считает Тюктеев.
Спрос рухнет, цены взлетят
Тюктеев считает, что в 2025 году спрос на новые автомобили снизится на 20–25%. На это повлияют индексация утилизационного сбора и повышение ключевой ставки: стоимость автомобилей увеличится, а условия кредитования станут менее привлекательными для покупателей.
Руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша полагает, что серьезные вызовы автомобильный рынок России встретит ближе к концу текущего года. Это проявится, в том числе, изменениями в дилерском сегменте, который при высокой ключевой ставке не сможет больше привлекать заемные средства.
Специалист считает, что для покупателей складывается негативная обстановка. Продажи машин усложняют три обстоятельства:
- Высокая процентная ставка (21%, с вероятностью увеличения) в первой половине 2025 года обязательно уменьшит спрос на новые машины.
- Увеличение сборов за утилизацию, которое вступит в силу с первого января 2025 года, уже привело к росту цен на автомобили.
- Изменение курса рубля предъявляет дополнительный риск для предприятий.
В 2025 году российский авторынок может уменьшиться на 15% по сравнению с 2024 годом, достигнув примерно 1,4 млн автомобилей. Несмотря на то, что это превышает показатели 2022–2023 годов, объем рынка останется ниже уровня 2016 года, прогнозирует Байбароша.
Директор по послепродажному обслуживанию «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов считает, что рынок отрегулирует себя сам, и при уменьшении спроса на автомобили дилерские центры перейдут к другой деятельности.
В ноябре и декабре наблюдается снижение продаж автомобилей по сравнению с серединой 2024 года. Причины: увеличение утилизационного сбора, что повысило цену авто; высокая кредитная ставка для потребителей и бизнеса, падение реальных доходов покупателей, конкуренция на рынке и нежелание пересаживаться на автомобили китайских брендов.
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр считает, что цены на автомобили снижаться не будут. По его словам, в конце 2024 года продажи замедлились, склады заполнились автотранспортом, образовав избыток, который сохраняется и сейчас. Вместе с тем рассчитывать на скидки или бонусы россиянам не стоит.
Мы не наблюдаем прецедентов снижения цен на отечественные автомобили: чем больше таможенные пошлины и утилизационный сбор, тем выше растут цены на российские машины. Что касается импортных автомобилей, то всё зависит от действий дистрибьюторов.
Он отметил, что постепенно формируется отложенный спрос, который проявится через несколько месяцев. К нему дилеры окажутся готовы, но часть мелких игроков рынка к тому моменту уже покинет рынок: не исключено банкротство некоторых дилеров, живущих на кредитах. По мнению Хайцеэра, уйдут из России ряд мелких китайских брендов, спрос на продукцию которых оказался минимальным.