
Эксперт Хайцеэр рассказал о причинах отсутствия регистрации новых автомобилей.
Покупатели автомобилей в России испытывают трудности с регистрацией своих машин. Даже известные автосалоны продают проблемные автомобили. Возврат машины без помощи юристов практически невозможен.

Проблема «серых» автомобилей, завозимых в Россию нелегально, известна давно, но граждане все еще испытывают трудности и несут убытки как материальные, так и нематериальные. рассказал Юрист и создатель YouTube-канала «Ярдрей» Андрей Подшивалов.
В чем суть проблемы
В сентябре 2023 года покупатель заказал у дилера «Ауди Центр» в Краснодаре автомобиль HiPhi Z. 18 марта 2024 года машина прибыла в Россию. Покупателю передали автомобиль с пакетом документов для регистрации в ГАИ, но зарегистрировать машину не удалось из-за статуса ПТС как «недействующий».
Продавец успокоил клиента, сказав, что дело в коммерческом утильсе, который будет списан через 3-4 дня. Однако и после истечения указанного срока, а также спустя несколько месяцев это не произошло. Продавец лишь давал ложные обещания.
Не выдержав, покупатель обратился к юристам и попытался вернуть проблемную машину дилеру, потребовав возврата уплаченных средств. В ответ на претензию дилер заявил, что договор предусматривал только поставку автомобиля заказчику: после подписания акта приема-передачи дилер считает свои обязательства исполненными полностью, а невозможность постановки машины на учет не входит в его компетенцию.

HiPhi Z
Этот случай — лишь один из многих. Возвращать дефектные автомобили дилерам граждане не могут. Процедура занимает много лет. Некоторые пострадавшие выбирают доплатить за утилизацию и ставить машину на учет с дополнительными расходами в сотни тысяч рублей.
Почему машины «зависают»?
Большинство салонов, в том числе официальные дилеры, заключают договоры с частными лицами, тем самым перекладывая ответственность на них. Сами автосалоны действуют как агенты: демонстрируют автомобиль, сопровождают сделку и за это получают оплату. Чистоту машины гарантирует только случай.
Часто используется схема с именуемым … агентским договором При взаимодействии с физическим лицом заключается договор между агентом (салоном) и владельцем автомобиля. Договор позволяет агенту совершать юридические и другие действия от имени автовладельца за определенную плату. Автомобиль не принадлежит дилерскому центру, и вся ответственность за продаваемую машину снимается с дилера.
Подобная схема продаж освобождает салон от ответственности: «Мы этот товар не видели и его характеристики не знаем». Это распространённый случай. В салоны попадают поврежденные машины, авто с юридическими проблемами и автомобили из нестандартных конструкций. Покупатель не получает никакой защиты. Такими вещами занимаются даже крупные компании. Главное для них — продать товар, а что именно продавать – безразлично, — подчеркнул президент НАС Антон Шапарин.
При чем здесь утильсбор
«Серые» поставщики автомобилей в Россию стремятся минимизировать расходы и увеличить прибыль. Для этого используют различные схемы, например, работу с частными импортерами-гражданами, что позволяет существенно снизить размер утилизационного сбора.

Проблемный автомобиль HiPhi Z, которого владелец пытается вернуть в салон, не единственный подобный случай. Множество машин, особенно ввезенных в Россию до 1 апреля 2024 года, рискуют заплатить дополнительную сумму за «утилизацию».
Для полной регистрации автомобиля необходимо оплатить экологический сбор полностью и пройти лабораторные испытания. После этого статус ЭПТС меняется на завершенный. Если перевозчик этого сделать не успеет, то по всем машинам с незавершенным ЭПТС потребуется доплата огромного экологического сбора. пояснила Эксперт по подбору и доставке машин из-за границы, автор блога «Лиса рулит» Елена Лисовская сообщила, что машины, заказанные в середине февраля — начале марта 2024 года, могли не успеть доехать до России или пройти таможенную очистку.
Лазейки не закрыли?
С доначислением утилизационного сбора и проблемами постановки на учет сталкиваются, главным образом, граждане, приобретшие машины в 2022–2024 годах. С мая 2025 года большинство схем легального ввоза машин с занижением «утилизационного сбора» перестанут работать. будут полностью закрытыПотребителей ожидает устранение непредвиденных трудностей, однако стоимость транспортных средств может вырасти на 20–25%.
Новая методика расчета утилизационного сбора применима к машинам, ввозимым из стран ЕАЭС. Она учитывает разницу НДС между странами единого экономического пространства и Россией. Растаможка в соседних странах осуществляется не по пассажирской таможенной декларации, а по таможенно-приходному ордеру (ТПО). Занижать стоимость транспортных средств в два-три раза уже невозможно: утильсбор рассчитывается по формуле, учитывающей реальную стоимость машины. При отсутствии документов, подтверждающих цену, сбор автоматически будет считаться по максимальной ставке, превышающей 60% от цены машины. «Серые» схемы ввоза с занижением «утиля» утратят актуальность.
Импортеров-физических лиц нововведение не касается: смогут продолжать ввозить машины с моторами объемом до 3 л, оплатив льготный сбор в размере 3400 либо 5200 руб., в зависимости от возраста машины. В отношении ввезенных ими транспортных средств действует правило: при продаже машины до истечения 12 месяцев будет начислен коммерческий «утиль», что влечет дополнительные траты в сотни тысяч рублей.

Как обезопасить себя при покупке
Специалист отметил, что теоретически возможно отменить свидетельство о регистрации транспортного средства, выданное ранее, для машины, которая признана проблемой, если остались неоплаченные обязательства, которые обнаружились позднее.
Хайцеэр рекомендовал начинать проверку законности автомобиля с изучения декларации, выданной первому владельцу. Например, киргизской декларации. Специалист сможет увидеть некоторые нюансы, которые обычным людям не приходятся на глаза.
Специалист уточнил: одна из уже закрытых схем заключалась в том, что человек привозил машину на себя и оплачивал льготный утилизационный сбор. В течение года он не мог продать автомобиль после внесения такой платы.
Если вам не важна эта кыргызская декларация и цена указанного «Мейбаха» в €25 тысяч не вызывает у вас сомнений, то смело двигайтесь дальше, а если смущает — очевидно, что всё криво, — подчеркнул собеседник.
Чтобы избежать неприятностей с нелегальным «утилем», необходимо проявлять бдительность при покупке автомобиля и тщательно проверять все документы.
Важным моментом является убедиться, что ЭПТС находится в окончательном статусе, советует Лисовская.
Авторы
Теги