Эксперт Родионов рассказал, какие китайские модели и как превращаются в «кирпич». После ухода мировых брендов россияне всё чаще обращают внимание на китайский автопром, включая ввезённый в страну неофициально. Делают это на свой страх и риск: проблем с «серыми» моделями больше, чем вы думаете.
Zeekr 001
Поставки машин премиальных марок BMW, Mercedes-Benz и прочих Jaguar в Россию единичными партиями пока возможны, но из-за дороговизны покупатели нередко присматриваются к люксовым китайским автомобилям. Большая их часть официально у нас не представлена, однако ввоз в страну осуществляют и частники, и крупные дилерские центры.
Первые звоночки
Массовые поставки автомобилей диковинных для России марок вроде Zeekr и LiXiang начались сразу после ухода мировых автопроизводителей в 2022 году. Премиальным «немцам» очень быстро нашли замену, но автовладельцы тут же столкнулись с трудностями невиданных масштабов: автомобили могут быть отключены и превратиться в «кирпичи» по решению производителей, опасающихся вторичных санкций. Летом 2024 года Zeekr официально подтвердил, что будет… отключать «серые» машиныВ России дистанционно, поскольку с его стороны разрешений на поставки в страну не было. Блокировки ряда функций начались 15 июля. Аналогично осенью поступил и Avatr по отношению к машинам, завезенным окольными путями.
Это лишь одна из проблем, решение которой чрезвычайно сложно и дорого. Российские сервисмены научились «ломать» софт и «оживлять» машины, а также адаптировать программное обеспечение к условиям эксплуатации. Однако это стоит недешево.
Avatr 11
Типичные проблемы
Форумы владельцев автомобилей LiXiang, Zeekr, Avatr, Xiaomi и Nio полны однотипных вопросов по схожим проблемам: сложностям в ремонте и обслуживании, блокировкам интерфейса или части его функций, русификации мультимедиа и приборной панели, неработоспособности навигации и невозможности подключения смартфона по протоколам Apple CarPlay и Android Auto. Практически у каждой модели есть «детские болезни» и типичные поломки, для устранения которых автомобили отправляют в Китай.
- отсутствие русификации ПО;
- Трудно обслуживать некоторые узлы и агрегаты.
- невозможность подбора запчастей;
- опасность блокировки.
Даже английский язык в меню присутствует далеко не везде. Конечно, русифицировать уже научились, но такая услуга стоит недешево и доступна не везде. Большие и красивые мониторы в «неофициальных» автомобилях выдают информацию преимущественно на китайском.
Руководитель отдела по работе с представительствами легкового транспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша также обратила внимание на неудобство использования неофициальных автомобилей: «Многие экземпляры невозможно продиагностировать, другие — не русифицированы».
К примеру, типичная проблема моделей Geely, Exeed и Li Auto, ввезенных в страну неофициально, — невозможность проведения диагностики некоторых систем. Обслуживание и ремонт автомобилей из Китая, попавших к нам по параллельному импорту, обходятся дороже, для них обязательно используются оригинальные детали и требуется адаптация.
Основные недочеты люксовых «китайцев»
Главная трудность в содержании и эксплуатации премиальных «китайцев» заключается в том, что это не просто машины, а компьютеры на колесах, и большинство функций можно отключить или включить «по воздуху». Для полноценного использования нужен так называемый мастер-аккаунт, создать который могут только одобренные производителем пользователи — китайцы. К примеру, основным условием использования машин Zeekr является авторизованная заводом-изготовителем сим-карта. Аналогичным образом устроены и модели-конкуренты. Решать проблему мастер-аккаунта приходится всем без исключения обладателям китайского премиума для внутреннего рынка, и далеко не всегда мероприятие завершается успехом.
NIO ES8
К примеру, российские обладатели Nio ES8До сих пор не нашли способ сменить системное время с китайского на наше. На все Nio, выпущенные до третьего квартала 2023 года, не «прилетают» обновления прошивки «по воздуху» — обновить автомобили можно лишь через сервисный центр с подключением специализированного оборудования. Решить проблему помогают приезжие специалисты из Узбекистана, а стоимость услуги превышает 100 тысяч рублей. Российских карт в навигаторе этих машин тоже нет, а залить данные невозможно. Голосовой помощник понимает лишь английские команды, но не все из них выполняет, а отвечает чаще на китайском. Apple CarPlay и Android Auto на Nio не работают.
Владельцы машин Xiaomi также стремятся создать мастер-аккаунты, необходимые для полноценного использования всех функций, но помощь в этом даже обращение в службу поддержки бренда не приносит. С российской сим-карты часть функций фирменного приложения вообще не загружается. Привязывать автомобиль приходится к человеку с китайским телефонным номером и паспортом. По отзывам самих владельцев, пока передать мастер-аккаунт возможно только в Китае. Без этого в России не работают автопилот, автопарковка, выбор и настройка режимов вождения, а также отсутствует возможность подключить некоторые аксессуары.
Официальное руководство по ремонту доступно только на китайском языке. При установке неоригинальных запчастей машину перестают обновлять в принципе: на Xiaomi все оригинальные детали имеют ключи безопасности — несколько пользователей столкнулись с проблемами после замены фар. Если ключи не подходят, то обновления блокируются.
Xiaomi SU7
Кстати, Xiaomi SU7 MaxУже отметился массовой поломкой, требующей визита в Китай: в КНР на этих автомобилях произвели более 1500 замен корпуса лидара, который интегрирован в переднюю часть силовой конструкции крыши. Корпус покрывается трещинами. Некоторые российские автовладельцы уже столкнулись с этим лично.
Типичные проблемы с LiXiang те же: невозможность получения мастер-аккаунта и отсутствие каталогов запчастей. Компания не собирается их создавать и распространять — такова ее политика. Обладатели «серых» Avatr (компания уже заявила об… ). официальном выходеНа российский рынок сталкиваются с трудностями в управлении рядом функций через экран из-за отсутствия русификации и отключения части опций, в том числе действительно важных. К примеру, на автомобилях часто некорректно работают свет, климатическая установка, память сидений, регулировка руля. В приложении без мастер-аккаунта не меняется километраж. Говорить о возможности использования автопилота тоже приходится с осторожностью.
LiXiang L9
Мнения специалистов
Чем более редкую модель и марку автомобиля приобрели, тем сложнее будет её обслуживать. Например, из последних случаев сталкивались со сложностями в кузовном ремонте Changan, Li, Zeekr, FAW и BYD. Здесь ожидание запчасти может доходить до нескольких месяцев. Такая ситуация даже с популярными китайскими брендами. И то же самое касается крупных агрегатов, — отметил Никита Родионов. Специалист добавил, что на ряде моделей существует проблема расшифровки VIN-номера: «Даже профессионалам бывает крайне сложно подобрать необходимую деталь, не говоря уже об автовладельцах».
Неподготовленность автомобилей для китайского рынка к российским реалиям — еще одна головная боль. «Некоторые автомобили из КНР недостаточно адаптированы для эксплуатации в российских условиях, особенно при минусовых температурах, — напомнила Анастасия Байбароша. — В группе повышенного риска возникновения неполадок — владельцы представителей китайских автоконцернов, недавно появившихся на отечественном рынке. Например, электромобили, автомобили с панорамными крышами — в одной из партий, ввезенной в РФ, начали взрываться».
Кроме того, у автомобилей, ввезенных через третьи страны, меньше гарантийный срок, отличное от официального оборудование для технического обслуживания, другое ПО. Все это вынуждает владельцев таких автомобилей вместо сертифицированных СТО обращаться в конкретные станции для прохождения ТО, ремонта и других процедур в течение всего периода эксплуатации. В подобных автосервисах возникают очереди на несколько месяцев вперед.