
Из-за продуктов разложения масла и не сгоревшего топлива кольца поршней загрязняются, происходит усиленный износ цилиндропоршневой группы, увеличивается расход масла и проявляется множество других проблем.

О рассказе о проведении процедуры раскоксовки мотора и пользе её выполнения.
Что такое раскоксовка двигателя
Раскоксовка двигателя — глубокая очистка деталей мотора от нагара, шлама и других отложений, образующихся во время работы.
Многим современным двигателям внутреннего сгорания приходится работать долго в условиях высокой нагрузки и низких оборотов. В таких условиях возрастает вероятность детонации топливовоздушной смеси и её неполного сгорания.
При температурном разрушении масла и топлива на поршнях, кольцах и клапанах образуются коксовые отложения, нарушающие работу двигателя. Из-за большого количества нагара подвижность колец снижается, что приводит к падению компрессии. Кольца не плотно прилегают к стенкам цилиндров и теряют свою эффективность.
Неуверенная работа мотора, рывки, потеря мощности, расход масла и ускоренный износ — некоторые следствия этого процесса. Раскоксовка может свести к минимуму негативные последствия и непосредственно удалить с внутренних поверхностей двигателя вредные отложения.
Раскоксовку двигателя можно выполнить самостоятельно или обратившись в сервисы. Для этого применяют химические средства — сольвенты и высокоактивные растворители. Многие из них позволяют провести процедуру без разборки двигателя и используются для профилактики.
Когда нужна раскоксовка
Для бесперебойной работы мотора необходимы три аспекта: подвижность поршневых колец, чистота камер сгорания и герметичность посадки клапанов. На новом двигателе эти условия соблюдаются оптимально. С увеличением нагара в цилиндрах показатели меняются — эффективность двигателя снижается.
Из-за кокса поршневые кольца, предназначенные для компрессии и отвода остатков масла с стенок цилиндров, заклинивают в канавках и теряют подвижность. Это нарушает передачу тепла через кольца к стенкам блока цилиндров, что повышает температуру поршневых колец. Масло, не сбиваемое со стенок из-за потери подвижности кольцами, активно горит, вызывая дальнейшее закоксовывание двигателя и детонацию в камерах сгорания.
Изношенные поршневые кольца царапают стенки цилиндров. Клапаны из-за отложений работают с неплотным прилеганием, перегреваются и разрушаются. Впускные и выпускные каналы покрываются загрязнениями, страдают кислородные датчики и каталитический нейтрализатор. Двигатель быстро приближается к капитальному ремонту или полной замене на контрактный аналог.

Нагар и связанные с ним трудности рано или поздно появятся в любом ДВС, будь то бензиновый или дизельный. Необходимо предотвратить сильное загрязнение мотора и вовремя очистить его от нагара.
-
Внушительный пробег
Специалисты отмечают образование плотного слоя нагара у большинства современных моторов к пробегу 100–150 тысяч километров. Даже при отсутствии признаков износа рекомендуется проводить профилактическую мойку от нагара каждые 30–50 тысяч километров. Такой подход позволяет удалять отложения щадящим способом и предотвратить необходимость механической чистки мотора. Чаще автовладельцы обращают внимание на очистку от нагара при появлении проблем.
- Повышенный расход масла
- Синий дым из выхлопной трубы
- В выпускном коллекторе много сажи.
- Снижение мощности двигателя
- Плохой отклик на педаль газа
- Неуверенный запуск
- Повышенный расход топлива
Раскоксовка двигателя целесообразна для профилактики: она уменьшает коксующуюся нагар в камерах сгорания и увеличивает ресурс. Также раскоксовка необходима, если сильная закоксованность является причиной некорректной работы мотора и повышенного расхода масла.
Определить, нужна ли раскоксовка в вашем случае, можно только с помощью диагностики. Диагностика включает видеоэндоскопию цилиндров для оценки износа цилиндро-поршневой группы и турбины (если она есть), замер компрессии (для определения состояния колец), осмотр системы вентиляции картерных газов (для выявления отложений и масла) и осмотр элементов масляной системы (для определения наличия отложений).
Как проводят раскоксовку двигателя
Раскоксовку двигателя без разборки возможно выполнить несколькими способами, применяя как традиционные, так и современные средства. Для процедуры требуется химическая промывка, домкрат, свечной ключ и немного свободного времени. Промывку нужно проводить таким образом, чтобы химический состав контактировал с деталями, загрязнёнными нагаром.
Керосином
Самый старый, но не самый эффективный способ — промывка цилиндров смесью керосина и бензина. Для этого двигатель автомобиля прогревают, затем выкручивают свечи зажигания и заливают в каждый из цилиндров немного керосина и бензина. Свечи закручивают обратно, чтобы создать эффект «бани».
Подняв одно ведущее колесо домкратом, периодически проворачивают коленчатый вал для упрощения продвижения смеси к поршневым кольцам. На автомобиле с механической трансмиссией это возможно, включив четвертую, пятую или шестую передачу и поворачивая двигатель руками за колесо. При этом свечи необходимо выкрутить. После сохранения смеси в цилиндрах некоторое время запускают двигатель стартером: отслоившийся нагар вместе с остатками смеси воспламеняется и выходит через выхлопную трубу.

Эффективность данного метода невысока: удаётся растворить только низкотемпературные смолы, а от жёсткого высокотемпературного нагара керосин бессилен.
Сольвентом или пенным очистителем
Промывку камер сгорания проводят растворителем — смесью ароматических углеводородов с небольшим количеством нафтенов, парафинов и непредельных циклических углеводородов. Растворитель применяется для разведения масел, битумов, каучуков и прочих химических продуктов. Растворитель является основой большинства «профессиональных» раскоксовок, продающихся в автомагазинах.
Раскоксовки на основе сольвента удаляют нагар в камерах сгорания эффективнее керосина. Для выполнения промывки необходимо следовать инструкции. Неплохое качество очистки обеспечивает и обычный сольвент из магазина, который значительно дешевле специализированных растворов.
Димексидом
Раскоксовка Димексидом — один из самых «злых», но опасных народных способов чистки мотора. Диметилсульфоксид (препарат ДМСО) продаётся в аптеках без рецепта, обладает противовоспалительным и обезболивающим действием.
Главный недостаток Димексида в том, что он растворяет не только нагар, но и краску, а также повреждает некоторые пластики. При использовании этого средства есть риск отслоения краски с внутренней поверхности поддона картера, вследствие чего засоряется сетка масляного насоса и масляные каналы. Вот почему мойку Димексидом проводят обычно только при полной разборке двигателя.
Другие способы раскоксовки двигателя существуют, однако эффективность таких методов может быть меньше.
Через масляную систему
Во время очистки двигателя этим методом активная химия попадает не в цилиндры, а в моторное масло. После чего совместно с ним движется по системе смазки и очищает все поверхности: каналы, маслосъёмные и частично компрессионные кольца, дренаж поршней.
Через систему впуска
При такой обработке активная химия вводится в топливо или подаётся в систему впуска. Метод эффективен для очистки от нагара днищ поршней, компрессионных колец, клапанов и верхней части камер сгорания. Масляные кольца практически не очищаются — полноценной их раскоксовки нет.

Процедура водородной очистки, ставшая популярной недавно, относится к данной категории. При подаче в ДВС водорода и кислорода большая часть твердого нагара очищается и переходит в газообразное состояние, однако раскоксовать залёгшие кольца этим методом практически невозможно. Данный способ подходит исключительно для поддержания нормальной компрессии и чистоты форсунок.
Сколько стоит раскоксовка двигателя
Цена процедуры разгонки двигателя существенно меняется в зависимости от применяемого метода и используемого средства. Самостоятельное выполнение разгонки обходится приблизительно от 1 до 7 тысяч рублей. Такая же сумма придётся заплатить за покупку профессионального средства в магазине. Стоимость разгонки в автосервисе обычно колеблется в пределах 3–4 тысяч рублей. Но есть один момент, который необходимо помнить.
Проводить процедуру раскоксовки стоит непосредственно перед техническим обслуживанием: заменой моторного масла, масляного фильтра и свечей зажигания.
Игнорирование этого требования может привести к циркуляции активных компонентов и растворённого нагара по масляной системе с последующим повреждением деталей мотора. По факту раскоксовка обходится дороже, чем кажется на первый взгляд.
Поможет ли раскоксовка двигателя?
Грамотно выполненная раскоксовка двигателя может вернуть моторам прежнюю мощь и продлить срок службы, однако чаще всего результата нет. Эффективность зависит от способа очистки, препарата, ситуации, конструкции агрегата и степени его износа. В большинстве случаев удаётся повысить компрессию, но масложор не победить: для очистки маслосъёмных колец и сливных отверстий в поршнях этого недостаточно.
Процедура раскоксовки может причинить двигателю серьёзный непоправимый ущерб, особенно при использовании Димексида. Некоторые составы могут повредить покрытие поршней, маслу и уплотнительным материалам.
Из-за этого перед чисткой необходимо внимательно изучить инструкцию по применению. От неё можно иногда отклоняться, но только если есть опыт и знания. Отслоившийся кокс может повредить зеркало цилиндра или попасть под клапан. Многие специалисты не советуют использовать чудодейственные средства для раскоксовывания двигателя. Лучше отдать его на полную переборку — такой подход эффективнее и гарантирует положительный результат.
Вячеслав Субботин, руководитель гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и ведущий программы «Минтранс» на канале РЕН ТВ.
Раскоксовка двигателя сегодня неприемлема — актуальна была в 50-е годы XX века, когда нормального масла не существовало. Были другие зазоры и технологии. Если в современном двигателе закоксовалось масло, это признак выхода из строя мотора. Необходимо его ремонт. Раскоксовка не устраняет причины возникновения неполадок. Наслоения нагара — показатель износа колпачков, направляющих клапанов, цилиндро-поршневой группы, задиров в цилиндрах. Сегодня раскоксовка двигателя скорее маркетинговый ход для продажи различных жидкостей с целью заработка на неосведомлённости автовладельцев. Лучше забыть о раскоксовке навсегда и никогда её не делать.
Краткие тезисы
- Раскоксовка двигателя Эта процедура направлена на удаление нагара и отложений с внутренней части двигателя, возникающих в процессе его работы.
- Основные признаки необходимости раскоксовки К признакам проблем с двигателем относятся повышенный расход масла, синеватый дым из выхлопной трубки, пониженная мощность, затрудненный запуск и рост потребления топлива.
- Методы раскоксовки Использование керосина, растворителя, пены для очистки, диметилсульфоксида или специализированных химических препаратов запрещено.
- Профилактика Раскоксовку следует выполнять каждые 30–50 тысяч километров, чтобы избежать чрезмерного закоксовывания.
- Стоимость Самостоятельный разблокировка обойдется от одной до семи тысяч рублей, в сервисном центре — от трех до четырех тысяч, но при замене масла и фильтров стоимость возрастает.
- Эффективность Регулярная чистка системы зажигания может ненадолго повысить сжатие, однако не всегда решает проблему потребления масла или других существенных неполадок.
- Риски Неправильная раскоксовка может повредить двигатель, если использовать сильные очищающие средства, например, димексид.
- Альтернатива При значительном износе двигателя более целесообразен капитальный ремонт или сборка нового мотора.
- Экспертное мнение Раскоксовку иногда воспринимают как рекламный трюк, а не настоящее устранение проблем двигателя.
Авторы
Теги