Суть нововведения
В дополнение к крупным автосалонам, работающим официально, на рынке действуют небольшие импортеры, использующие для таможенного оформления транспортных средств обходные пути. В качестве посредников выступают страны ЕАЭС с более благоприятными условиями растаможки, прежде всего Киргизия и Белоруссия.
Страны, граничащие с Россией, входят в единое экономическое пространство, но таможенное оформление машин выполняется не по пассажирской декларации, а по таможенно-приходному ордеру. Это позволяет снижать стоимость транспортных средств в два-три раза, что значительно экономит средства импортеров и снижает цены на машины. Разный НДС также способствует этому: например, в Киргизии он составляет 12%, а в России — 20%. При поставках машин через Беларусь привлекаются граждане-льготники, которым по местным законам положена 50-процентная скидка на растаможку.
С первого мая двадцать пятого года российские власти намерены закрыть все эти возможности обхода. Обновлённые правила расчёта утилизационного сбора при ввозе автомобилей будут действовать как для новых, так и для подержанных транспортных средств.
Согласно документуПо информации, размещенной на «Федеральном портале проектов нормативных актов», расчет утильсбора будет производиться по новой формуле.
Утильсбор = УСед + (Рс — Сз) × 0,5:
- УСед — базовая ставка сбора;
- Рс — средняя цена автомобиля из списка Министерства промышленности и торговли.
- СЗ – расходы покупателя на покупку машины перед оплатой сбора.
- 0,5 — поправочный коэффициент.
Для подтверждения расходов потребуется предоставить таможне всю необходимую документацию.
- договор купли-продажи;
- инвойсы;
- транспортные накладные;
- сертификаты происхождения;
- отчеты о переводах;
- другие чеки.
Без справок о рыночной стоимости автомобиля сбор взимается по наибольшей ставке, превышающей 60% от цены авто.
Сбор будет дополнен разницей в местных пошлинах стран ЕАЭС и российской ставкой, а также учётом недостачи по акцизам и НДС.
Изменения исключат помехи в торговле внутри Евразийского экономического союза. Ранее Минпромторг России принял решение публиковать список моделей автомобилей, формируемый ФТС России на основе средней стоимости машины, ежеквартально. Список регулярно обновляется и охватывает множество моделей. прокомментировали новшество в Минпромторге.
Новое правило не касается импортеров — частных лиц. Владельцы автомобилей с моторами объемом до 3,0 л, ввозящие их для личного пользования без перепродажи в течение года, смогут продолжать платить льготный сбор: 3400 либо 5200 рублей в зависимости от возраста машины.
Что ждет российских покупателей
По мнению управляющего директора ГК «Альфа-Лизинг» Максима Агаджанова, новая методика расчета утилизационного сбора не приведет к недостатку транспортных средств на рынке, так как официально представленные производители готовят ряд интересных новинок. Lada Iskra, и модели новых брендов из КНР: Deepal, TenetИ Ли Х Xiang. А вот покупатели премиальных моделей традиционных брендов изменения цен заметно не ощутят.
Новая формула расчета утилизационного сбора будет применяться только к юридическим лицам и тем, кто ввозит автомобили в Россию для последующей продажи. Физические лица, завозят авто для личного пользования и эксплуатируют их не менее года, не будут платить повышенный утильсбор.
Максим Агаджанов полагает, что поставки автомобилей из стран ЕАЭС не прекратятся полностью, но через эти каналы будут поступать лишь редкие, раритетные или инновационные электрические машины, официально пока не поставляемые в нашу страну. Объем импорта авто сократится существенно.
Внедрение новых правил расчета утилизационного сбора не приведёт к мгновенным переменам, так как на рынке большое количество автомобилей, ввезённых по старым тарифам и пока не проданных. Позднее автомобили, ввозимые по программе параллельного импорта с заниженной таможенной стоимостью, постепенно исчезнут с рынка — так полагает директор направления «Авилон Премиум» АГ «Авилон» Николай Баскаков.
Специалист полагает, что это способно улучшить российский рынок и сделать его более понятным.
Что будет с ценами
Стоимость машин, поступающих из-за границы в Россию, может значительно увеличиться. Подорожание коснется не только автомобилей, которые ранее импортировались под «серым» схемами.
Максим Агаджанов полагает, что первоначально вырастут цены на автомобили, которые обычно доставлялись в Россию через Кыргызстан и Беларусь. Стоимость этих автомобилей возрастёт приблизительно на 20–25%. Особенно существенно поднимется цена премиум-сегмента: Mercedes-Benz G-Класса, Range Rover, Lexus могут подорожать ещё больше.
Николай Баскаков считает, что цены на автомобили могут вырасти на 10–15%. По его словам, это коснется в основном моделей, завозимых через Беларусь и Кыргызстан. Эксперт предполагает, что такой способ импорта почти перестанет применяться, так как для частных поставщиков он станет нерентабельным.
Покупать или ждать
Агаджанов советует гражданам, которые хотят приобрести новый автомобиль, не затягивать с покупкой. Новая методика расчета утильсбора может повлиять на цену машин как от небольших поставщиков, так и от крупных дилерских центров из-за осложнения процесса растаможки.
Дистрибьюторам процедура ввоза автомобилей станет более сложной. Импортеры должны будут доказать стоимость транспортного средства, приобретенного за границей, предоставляя стандартный договор купли-продажи и ряд финансовых документов. К ним относятся счета-фактуры, спецификации, пассажирские таможенные декларации, отгрузочные документы, транспортные накладные, бухгалтерская отчетность, налоговые документы, сведения о платежах и сертификаты происхождения товара.
Сотрудник компании отметил, что поставки через Беларусь и Киргизию заметно уменьшатся, но не исключил появления новых путей поставок. Эволюция рынка направляется к цивилизованному уровню, считает эксперт. Он подчеркнул, что частные лица сохранят возможность ввоза машин для личных нужд по сниженным тарифам.