Правомерна ли продажа автомобилей, не подлежащих постановке на учёт?

VozBox  » Новости »  Правомерна ли продажа автомобилей, не подлежащих постановке на учёт?

Эксперт Хайцеэр раскрыл причины, по которым в новых машинах отказываются ставить на учет.
Покупатели автомобилей в России испытывают сложности с постановкой машин на учет. Даже крупные автосалоны реализуют проблемные модели. Возврат автомобиля без юридической помощи практически невозможен.

Проблема «серых» автомобилей, завозимых в Россию нелегально, существует уже долгое время, но граждане всё ещё испытывают трудности и несут моральные и материальные убытки. Новый случай рассказал Юрист Андрей Подшивалов, ведущий YouTube-канала «Ярдрей».

В чем суть проблемы

В сентябре 2023 года покупатель заказал у дилера «Ауди Центр» в Краснодаре автомобиль HiPhi Z. 18 марта 2024 года машина прибыла в Россию. Покупателю передали автомобиль с документами для постановки на учет в ГИБДД, но зарегистрировать машину так и не удалось из-за статуса ПТС как «недействующий».

Продавец успокоил клиента, сказав, что дело в коммерческом утильсборе, который будет списан в ближайшие 3–4 дня. Однако и после окончания срока, и даже спустя несколько месяцев этого не произошло. Продавец лишь давал ложные обещания.

Потеряв терпение, покупатель обратился к юристам и попытался вернуть проблемную машину дилеру, требуя возврата уплаченных средств. В ответ дилер заявил, что по условиям договора предметом сделки является только поставку автомобиля заказчику: после подписания акта приема-передачи дилер считает свои обязательства исполненными в полном объеме, а невозможность постановки машины на учет не входит в его компетенцию.

Таких ситуаций множество. Возврат поломок дилерам граждане не могут осуществить, процедура занимает годы. Некоторые пострадавшие предпочитают доплатить «утиль» и установить машину на учет с дополнительными расходами сотен тысяч рублей.

Почему машины «зависают»?

Большинство салонов, в том числе официальные дилеры, заключают договоры с частными лицами, фактически возлагая ответственность на них. Сами автосалоны действуют как посредники: демонстрируют автомобиль, сопровождают сделку и за это получают оплату. Чистоту машины гарантирует только судьба, — пояснил вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр.

Часто используется схема, именуемая… агентским договором При сделках с физическими лицами агент (салон) заключает соглашение с владельцем автомобиля, дающее право совершать от его имени юридические и другие действия за вознаграждение. Автомобиль не принадлежит автоцентру, и вся ответственность за реализацию машины переходит на дилера.

При такой схеме продажи салон ответственности не несет: «Мы этот товар не видели и что он представляет собой, не знаем». Это распространенная история. В салоны попадают и битые машины, и авто с юридическими проблемами, и машины-«конструкторы». Для покупателя нет никакой защиты. Такими вещами не гнушаются даже самые крупные компании. Главное для них — продать.

При чем здесь утильсбор

Серые поставщики автомобилей в Россию стремятся сократить расходы и увеличить прибыль. Для этого применяют различные схемы, наиболее распространенной из которых является привлечение частных импортеров-физических лиц для уменьшения суммы утилизационного сбора.

Автомобиль HiPhi Z, который владелец пытается вернуть в салон, — не единственный с подобными проблемами. Множество машин, особенно ввезенных до 1 апреля 2024 года, могут столкнуться с дополнительной оплатой «утилизационного сбора».

Для полного оформления автомобиля необходимо оплатить утилизационный сбор в полном размере и пройти лабораторные исследования. После этого ЭПТС получает статус «завершенный». В случае если перевозчик не успел выполнить эти действия, для всех машин без завершенного ЭПТС потребуется доплата огромного утилизационного сбора. пояснила Эксперт по подбору и доставке машин из-за рубежа, автор блога «Лиса рулит» Елена Лисовская отметила, что автомобили, заказанные в середине февраля — начале марта 2024 года, могли не успеть добраться до России или пройти таможенную очистку.

Лазейки не закрыли?

Граждане, приобретавшие автотранспорт в период с 2022 по 2024 год, чаще всего сталкиваются с проблемой доначисления утилизационного сбора и невозможностью постановки машины на учет. С мая 2025 года большинство схем легального ввоза автомобилей с занижением «утиля» утрачивают свою актуальность. будут полностью закрытыПроблемы покупателей исчезнут, однако стоимость автомобилей может возрасти на 20–25%.

Новая методика расчета утилизационного сбора применима к машинам, поступающим из стран ЕАЭС. Она учитывает разницу НДС между странами единого экономического пространства и Россией, а также растаможку в соседних странах по таможенно-приходному ордеру (ТПО), а не по пассажирской таможенной декларации. Занижать стоимость транспортных средств уже не получится: утильсбор будут рассчитывать по формуле, учитывающей реальную стоимость машины. При отсутствии подтверждающих цену документов сбор будет считаться по максимальной ставке, превышающей 60% от цены машины. «Серые» схемы ввоза с занижением утилизационного сбора утратят актуальность.

Нововведения не коснутся импортеров-физических лиц, которые все еще смогут ввезти автомобили с моторами объемом до 3 л и оплатить льготный сбор в размере 3400 или 5200 руб., в зависимости от возраста машины. Важно помнить, что при продаже таких машин до истечения 12 месяцев начисляется коммерческий «утиль», что приводит к дополнительным тратам в сотни тысяч рублей.

Как обезопасить себя при покупке

Специалист уточнил, что теоретически возможно аннулирование ПТС уже зарегистрированного транспортного средства в случае неоплаченных сумм, обнаруженных после регистрации.

Хайцеэр рекомендует начинать проверку машины с изучения декларации, выданной первому владельцу, например, киргизской. Специалист сможет заметить некоторые нюансы, которые останутся незаметными для обычных людей.

Эксперт уточнил: «Одна из уже закрытых лазеек — схема, когда человек привозил машину на себя и платил льготный утилизационный сбор. Продать машину в течение года после этого не получится.»

Если проигнорировать это заявление киргизского происхождения и вас не беспокоит указанная цена автомобиля «Мамбаха» в €25 тыс., то смело двигайтесь дальше. Но если что-то вызывает сомнения, то очевидна «кривизна», — подчеркнул говорящий.

Чтобы не наткнуться на лишний «утиль», недостаточно быть наивным при покупке автомобиля. Проверяйте документы каждого авто, а главное — убедитесь, что ЭПТС находится в завершённом состоянии, советует Лисовская.