
Среди автомобилистов часто обсуждается вопрос о качестве топлива, производимого в России. Некоторые водители считают, что российский бензин хуже импортного, и поэтому выбирают марки с более высоким октановым числом, а также используют специальные добавки. Другие же спокойно выбирают топливо, соответствующее минимально допустимому уровню, указанному в руководстве по эксплуатации автомобиля, и не беспокоятся о его характеристиках.
Экологические стандарты являются ключевым фактором при определении качества продукции. Данные нормы охватывают не только количество вредных выбросов, но и характеристики используемого топлива. Заправка современного двигателя бензином, соответствующим стандарту Евро-2, может привести к серьезным неисправностям даже при кратковременной эксплуатации. В таком случае ремонт двигателя, катализатора или топливной системы потребует значительных финансовых вложений.
По информации портала vozbox.ru, уровень серы является одним из основных показателей качества бензина. Этот параметр влияет на срок службы двигателя, эффективность работы катализатора и экологичность выхлопных газов. За последние три десятилетия максимально допустимое содержание серы в бензине уменьшилось почти в 50 раз. В настоящее время концентрация серы в российском бензине соответствует европейским, американским и китайским стандартам. Поэтому утверждать о низком качестве отечественного топлива, основываясь на этом показателе, неправомерно.
Высокое содержание серы представляет серьезную проблему для современных двигателей, в особенности для двигателей с непосредственным впрыском топлива. Микрочастицы серы откладываются в компонентах топливной системы, постепенно попадают в моторное масло, что приводит к ускорению окислительных процессов и ухудшению его защитных функций. Каталитический нейтрализатор также подвергается негативному воздействию: его разрушение может привести к выбросу керамической пыли, которая в некоторых случаях попадает в цилиндры. Попадание такой пыли влечет за собой сложный и дорогостоящий ремонт.
Октановое число также оказывает непосредственное влияние на работу двигателя. Исследования заправок, осуществляемые ведущими российскими компаниями, демонстрируют, что данный показатель, как правило, находится в пределах установленных норм. Отклонения от нормы случаются, но в настоящее время они редки и обычно являются следствием производственных сбоев, а не преднамеренной деградации качества топлива. Для крупных топливных сетей риски слишком высоки: возмещение ущерба клиентам в случае поломки двигателя будет стоить значительно дороже, чем кратковременная экономия.
На российских заправочных станциях в настоящее время действует стандарт «Евро-5», устанавливающий ограничения на содержание серы. В некоторых европейских государствах применяется более современный стандарт «Евро-6», однако он не оказывает существенного влияния на долговечность двигателя. Преимущество «Евро-6» заключается в уменьшении выбросов загрязняющих веществ благодаря использованию специальных присадок, а не за счет существенного улучшения качества топлива.
В Казахстане цена на топливо почти вдвое меньше, чем в России, что обусловлено менее сложными методами производства. Здесь применяется стандарт «Евро-4», который уже не отвечает современным требованиям большинства автомобилей. Контроль качества нередко носит формальный характер, и в некоторых местах встречается уровень «Евро-2», соответствующий началу 2000-х годов. Снижение стоимости обеспечивается за счет недостаточной очистки, в частности, по содержанию серы. Для автовладельцев, использующих новые автомобили, это означает, что заправку следует осуществлять только на станциях, имеющих официальное подтверждение класса топлива.
В России обстановка более устойчивая: топливо отвечает современным экологическим требованиям. Тем не менее, на отдаленных трассах иногда встречаются автозаправочные станции с бензином ненадлежащего качества. Его стоимость может быть ниже, но использование такого топлива чревато дорогостоящим ремонтом двигателей с непосредственным впрыском. Более старые автомобили, такие как классические модели АвтоВАЗа, менее чувствительны к низкому качеству бензина. Рекомендуется выбирать известные сетевые автозаправочные станции и хранить топливные чеки для подтверждения используемого топлива в случае необходимости.