
Эксперт Хайцеэр объяснил, что повышение прав на СИМ-карты не улучшит безопасность.

Министерство транспорта 11 марта сообщило о разработке проекта изменений в Правила дорожного движения для уменьшения числа инцидентов со средствами индивидуальной мобильности. Спикер Госдумы Вячеслав Володин 16 марта заявил, что Следственный Комитет подключился к борьбе с аварийностью с участием электросамокатов. По его словам, в Госдуму уже… поступили Формулируйте конкретные предложения с указанными пунктами.
- Определение понятия «транспортное средство», с акцентом на его использование для личных поездок по дороге.
- Распространение термина «водитель» на лиц, управляющих электросамокатами и другими СИМ.
- Добавление разновидностей транспорта в категорию «М1», которая включает машины, оснащенные силовыми установками на электричестве мощностью не более 0,25 кВт.
- К категориям «М» (мопеды) и «А» (мотоциклы) относятся Симовые аппараты с электрическим двигателем мощностью от 0,25 до 4 кВт для категории «М» и свыше 4 кВт для категории «А».
- Допуск к управлению автомобилями категории «М1» с шестнадцати лет.
Спикер обратился к гражданам с призывом высказаться по указанным вопросам и предложить собственные решения для уменьшения количества аварий с участием СИМ.
По данным МВД, предоставленным Володиным, за девять месяцев 2024 года произошло на 47,2% больше ДТП, чем за тот же период 2023 года: 3897 случаев. В результате погибли 44 человека, а получили ранения 4052, включая 1392 детей.
Что предлагают Минтранс и СК
Представители ведомства отметили, что правила движения СИМ появились в ПДД 1 марта 2023 года. Тогда ввели ограничения по скорости и использованию инфраструктуры, которые зависят от возраста пользователя СИМ. Также законодательно утвердили приоритет пешеходов перед пользователями СИМ. Но этого оказалось недостаточно.

Минтранс предлагает внести изменения в ПДД, опираясь на накопленный опыт применения действующих правил.
- В отношении всех пользователей СИМ примените правила, установленные для водителей автотранспорта.
- Эти лица выполнят свои обязанности и понесут ответственность.
- Разница между СИМом, велосипедом и мопедом станет более ясной.
- Движение по СИМ допускается не более чем одному человеку, независимо от вида транспортного средства.
Министерство предлагает также повысить приоритет пешеходов по сравнению с СИЗ.
- Ограничить скорость передвижения СИМ до десяти километров в час при приближении к пешеходам.
- В местах, где могут неожиданно появиться пешеходы (арки, углы зданий), необходимо ужесточить правила движения для транспортных средств.
- Не допускать требования пропуска Сигнальной Изолированной Машины (СИМ) пешеходом, в частности с помощью звуковых сигналов.
Средства индивидуальной мобильности стали неотъемлемой частью жизни горожан, значительно ускоряя передвижение пешеходов. Широкое использование СИМ требует создания условий для безопасной их интеграции в городскую среду, а также обеспечения безопасности как пользователей СИМ, так и пешеходов, — полагают в министерстве.
Возможно ли ограничить управление СИМ?
Необходимо внести коррективы в ПДД. Остальное уже присутствует в КоАП. Процедура проста: постановление Правительства, даже не федеральный закон. Правительство своим актом изменяет собственные акты. И все. Новые положения вступают в силу либо сразу, либо через установленный срок. И начинает действовать новый свод ПДД.

Министерство транспорта предлагает установить единообразный запрет на перевозку пассажиров на СИМ, независимо от типа конструкции.
Воропаев отмечает, что лица, управляющие электросамокатами более 250 Вт, уже привлекаются к ответственности по существующему кодексу. Нововведение заключается в том, что ответственность хотят распространить на всех владельцев СИМ. В настоящее время владельцев мощных СИМ можно привлекать за управление транспортом в нетрезвом виде и за отсутствие прав управления.
С весны 2023 года владельцы мощных средств индивидуальной мобильности считаются водителями, которым нужны права категории «М» (мопеды) или «А» (мотоциклы). СИМ в соответствии с действующими правилами дорожного движения — это транспорт с электромотором, одним или несколькими колесами (роликами), предназначенный для индивидуального передвижения. Сейчас власти стремятся приравнять СИМ к колесным транспортным средствам, но этим вопросом сложно заняться одним постановлением Правительства.
СИМ ждет сертификация?
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр заявляет, что данный вопрос выходит за рамки полномочий Государственной Думы и российских властей.
Электросамокаты можно отнести к колесным транспортным средствам только после внесения изменений в Технический регламент Таможенного Союза 018/2011. Такой документ может принять только Евразийское экономическое сообщество. Изменение займет минимум три года.
«Предложение чиновников Минтранса странное, потому что, видимо, оно не учитывает Технический регламент Таможенного Союза, — сказал Хайцеэр. — Прежде чем назвать изделие транспортным средством, его нужно сертифицировать или получить Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), как это делается с другим транспортом».
Специалист указал, что для выполнения поручения Минтранса необходимо сначала решить вопрос с техническими нормами и правилами, чтобы установить связь между понятием «транспортное средство» и SIM-картой.
Сегодня у нас нет даже сертификатов на СИМ. Мы не знаем, что к нам приезжает. Надо заниматься тем, чтобы идентифицировать. Появился мощный СИМ, требующий мотоциклетных прав категории «А», — уточнил эксперт. Хайцеэр добавил, что перед введением категорирования необходимо оценить соответствие: двигатель, мощность, вес, максимальная скорость.
Использование СИМ — под вопросом?

СИМ применяют люди, которым общественный транспорт по причине неустойчивости или недостатка комфорта недоступен, а также те, кто совершает короткие поездки и обходит центр города с заторами.
«Не исключаю возможности регистрации в ГАИ и введения обязательной страховки ОСАГО, но отношусь к этим мерам отрицательно. Мы это уже проходили в советские годы, когда велосипедистам нужно было получать права, и на них навешивались номера».
Руководитель Ассоциации считает номера необходимыми для СИМ, так как существуют лишь на кикшеринговых самокатах, а частных значительно больше. По его мнению, это единственный способ с помощью камер фиксировать нарушения автоматически. Введение прав на СИМ с 16 лет Эрдман назвала избыточной мерой.
«Основным локомотивом в борьбе за законность и безопасность СИМ являются компании кикшеринга. Но у нас на 300 тыс. прокатных самокатов приходится 700 тыс. частных. Последние совершают гораздо меньшее число поездок, но существуют и не сертифицируются, не идентифицируются — ни владелец, ни устройство».
Мы разработали хорошее решение с регистрацией на mos.ru, и я верю, что его можно будет использовать по всей стране. Надеюсь, самокаты начнут сертифицировать, а значит, им будут ставить номера. Тогда появится хотя бы какая-то система контроля.
Дело не в ограничениях?
Ян Хайцеэр указал на отсутствие заботы о ношении шлема во время работы с СИМ.
Пользователям двухколесной техники необходимо носить шлемы на голове. Этот вопрос кажется многим участникам законотворчества самым неинтересным.
Проблема самокатов исчезнет сама по себе только если её решать, а без этого она будет увеличиваться всё быстрее. Введение прав на СИМ с шестнадцати лет – то же самое, что полный запрет.
Ввести права с 16 лет фактически запретит движение на мопедах. После появления прав на «полтинники» эти транспортные средства исчезли с дорог, их место заняли самокаты. Аналогичная ситуация произойдет и с электрическими самокатами или велосипедами, считает представитель НАС. Самый эффективный способ повышения безопасности — ездить по выделенным велодорожкам и избегать мест без них. Нужно создавать инфраструктуру для каждого вида транспорта. В противном случае мы будем застрять в ситуации, когда одни будут предлагать права, а другие — что-то другое.

Ксения Эрдман указала на важную разницу между СИМ и велосипедами, которую не замечают законодатели и власти. Велосипеды при отсутствии инфраструктуры могут ездить по дорогам, а для маломощных СИМ такая инфраструктура критична. Без неё невозможно разделить потоки пешеходов и пользователей электрических устройств, что создаёт конфликт интересов между группами.
«Симулянты по правилам дорожного движения вынуждены делить пространство с пешеходами, что, по моему мнению, неправильно. Возникла точка напряжения, которую таким образом пытаются решить. Наличие прав не решает проблему сосуществования симулянтов с пешеходами. Проблему решает только строительство инфраструктуры, разделение потоков участников дорожного движения. Эту меру игнорируют все», — считает Эрдман.
Авторы
Теги