Права на управление самокатами могут появиться в России.

VozBox  » Новости »  Права на управление самокатами могут появиться в России.

Эксперт Хайцеэр объяснил, что повышение прав на СИМ-карты не улучшит безопасность.


Фото: Mark Castiglia / Shutterstock / FOTODOM

Министерство транспорта 11 марта сообщило о разработке проекта изменений в Правила дорожного движения для уменьшения числа инцидентов со средствами индивидуальной мобильности. Спикер Госдумы Вячеслав Володин 16 марта заявил, что Следственный Комитет подключился к борьбе с аварийностью с участием электросамокатов. По его словам, в Госдуму уже… поступили Формулируйте конкретные предложения с указанными пунктами.

  • Определение понятия «транспортное средство», с акцентом на его использование для личных поездок по дороге.
  • Распространение термина «водитель» на лиц, управляющих электросамокатами и другими СИМ.
  • Добавление разновидностей транспорта в категорию «М1», которая включает машины, оснащенные силовыми установками на электричестве мощностью не более 0,25 кВт.
  • К категориям «М» (мопеды) и «А» (мотоциклы) относятся Симовые аппараты с электрическим двигателем мощностью от 0,25 до 4 кВт для категории «М» и свыше 4 кВт для категории «А».
  • Допуск к управлению автомобилями категории «М1» с шестнадцати лет.

Спикер обратился к гражданам с призывом высказаться по указанным вопросам и предложить собственные решения для уменьшения количества аварий с участием СИМ.

По данным МВД, предоставленным Володиным, за девять месяцев 2024 года произошло на 47,2% больше ДТП, чем за тот же период 2023 года: 3897 случаев. В результате погибли 44 человека, а получили ранения 4052, включая 1392 детей.

Что предлагают Минтранс и СК

Представители ведомства отметили, что правила движения СИМ появились в ПДД 1 марта 2023 года. Тогда ввели ограничения по скорости и использованию инфраструктуры, которые зависят от возраста пользователя СИМ. Также законодательно утвердили приоритет пешеходов перед пользователями СИМ. Но этого оказалось недостаточно.


Фотография: Сергей Петров / news.ru / Глобал Л ook Пресс

Минтранс предлагает внести изменения в ПДД, опираясь на накопленный опыт применения действующих правил.

  • В отношении всех пользователей СИМ примените правила, установленные для водителей автотранспорта.
  • Эти лица выполнят свои обязанности и понесут ответственность.
  • Разница между СИМом, велосипедом и мопедом станет более ясной.
  • Движение по СИМ допускается не более чем одному человеку, независимо от вида транспортного средства.

Министерство предлагает также повысить приоритет пешеходов по сравнению с СИЗ.

  • Ограничить скорость передвижения СИМ до десяти километров в час при приближении к пешеходам.
  • В местах, где могут неожиданно появиться пешеходы (арки, углы зданий), необходимо ужесточить правила движения для транспортных средств.
  • Не допускать требования пропуска Сигнальной Изолированной Машины (СИМ) пешеходом, в частности с помощью звуковых сигналов.

Средства индивидуальной мобильности стали неотъемлемой частью жизни горожан, значительно ускоряя передвижение пешеходов. Широкое использование СИМ требует создания условий для безопасной их интеграции в городскую среду, а также обеспечения безопасности как пользователей СИМ, так и пешеходов, — полагают в министерстве.

Возможно ли ограничить управление СИМ?

Необходимо внести коррективы в ПДД. Остальное уже присутствует в КоАП. Процедура проста: постановление Правительства, даже не федеральный закон. Правительство своим актом изменяет собственные акты. И все. Новые положения вступают в силу либо сразу, либо через установленный срок. И начинает действовать новый свод ПДД.

Министерство транспорта предлагает установить единообразный запрет на перевозку пассажиров на СИМ, независимо от типа конструкции.
(Фото: Сергей Петров / news.ru / Global Look Press)

Воропаев отмечает, что лица, управляющие электросамокатами более 250 Вт, уже привлекаются к ответственности по существующему кодексу. Нововведение заключается в том, что ответственность хотят распространить на всех владельцев СИМ. В настоящее время владельцев мощных СИМ можно привлекать за управление транспортом в нетрезвом виде и за отсутствие прав управления.

С весны 2023 года владельцы мощных средств индивидуальной мобильности считаются водителями, которым нужны права категории «М» (мопеды) или «А» (мотоциклы). СИМ в соответствии с действующими правилами дорожного движения — это транспорт с электромотором, одним или несколькими колесами (роликами), предназначенный для индивидуального передвижения. Сейчас власти стремятся приравнять СИМ к колесным транспортным средствам, но этим вопросом сложно заняться одним постановлением Правительства.

СИМ ждет сертификация?

Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр заявляет, что данный вопрос выходит за рамки полномочий Государственной Думы и российских властей.
Электросамокаты можно отнести к колесным транспортным средствам только после внесения изменений в Технический регламент Таможенного Союза 018/2011. Такой документ может принять только Евразийское экономическое сообщество. Изменение займет минимум три года.

«Предложение чиновников Минтранса странное, потому что, видимо, оно не учитывает Технический регламент Таможенного Союза, — сказал Хайцеэр. — Прежде чем назвать изделие транспортным средством, его нужно сертифицировать или получить Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), как это делается с другим транспортом».

Специалист указал, что для выполнения поручения Минтранса необходимо сначала решить вопрос с техническими нормами и правилами, чтобы установить связь между понятием «транспортное средство» и SIM-картой.

Сегодня у нас нет даже сертификатов на СИМ. Мы не знаем, что к нам приезжает. Надо заниматься тем, чтобы идентифицировать. Появился мощный СИМ, требующий мотоциклетных прав категории «А», — уточнил эксперт. Хайцеэр добавил, что перед введением категорирования необходимо оценить соответствие: двигатель, мощность, вес, максимальная скорость.

Использование СИМ — под вопросом?

СИМ применяют люди, которым общественный транспорт по причине неустойчивости или недостатка комфорта недоступен, а также те, кто совершает короткие поездки и обходит центр города с заторами.
(Фото: Елена Майорова / Глобал Л ook пресс)

«Не исключаю возможности регистрации в ГАИ и введения обязательной страховки ОСАГО, но отношусь к этим мерам отрицательно. Мы это уже проходили в советские годы, когда велосипедистам нужно было получать права, и на них навешивались номера».

Руководитель Ассоциации считает номера необходимыми для СИМ, так как существуют лишь на кикшеринговых самокатах, а частных значительно больше. По его мнению, это единственный способ с помощью камер фиксировать нарушения автоматически. Введение прав на СИМ с 16 лет Эрдман назвала избыточной мерой.

«Основным локомотивом в борьбе за законность и безопасность СИМ являются компании кикшеринга. Но у нас на 300 тыс. прокатных самокатов приходится 700 тыс. частных. Последние совершают гораздо меньшее число поездок, но существуют и не сертифицируются, не идентифицируются — ни владелец, ни устройство».

Мы разработали хорошее решение с регистрацией на mos.ru, и я верю, что его можно будет использовать по всей стране. Надеюсь, самокаты начнут сертифицировать, а значит, им будут ставить номера. Тогда появится хотя бы какая-то система контроля.

Дело не в ограничениях?

Ян Хайцеэр указал на отсутствие заботы о ношении шлема во время работы с СИМ.

Пользователям двухколесной техники необходимо носить шлемы на голове. Этот вопрос кажется многим участникам законотворчества самым неинтересным.

Проблема самокатов исчезнет сама по себе только если её решать, а без этого она будет увеличиваться всё быстрее. Введение прав на СИМ с шестнадцати лет – то же самое, что полный запрет.

Ввести права с 16 лет фактически запретит движение на мопедах. После появления прав на «полтинники» эти транспортные средства исчезли с дорог, их место заняли самокаты. Аналогичная ситуация произойдет и с электрическими самокатами или велосипедами, считает представитель НАС. Самый эффективный способ повышения безопасности — ездить по выделенным велодорожкам и избегать мест без них. Нужно создавать инфраструктуру для каждого вида транспорта. В противном случае мы будем застрять в ситуации, когда одни будут предлагать права, а другие — что-то другое.


Фотография: Сергей Петров / news.ru / Global Look Press.

Ксения Эрдман указала на важную разницу между СИМ и велосипедами, которую не замечают законодатели и власти. Велосипеды при отсутствии инфраструктуры могут ездить по дорогам, а для маломощных СИМ такая инфраструктура критична. Без неё невозможно разделить потоки пешеходов и пользователей электрических устройств, что создаёт конфликт интересов между группами.

«Симулянты по правилам дорожного движения вынуждены делить пространство с пешеходами, что, по моему мнению, неправильно. Возникла точка напряжения, которую таким образом пытаются решить. Наличие прав не решает проблему сосуществования симулянтов с пешеходами. Проблему решает только строительство инфраструктуры, разделение потоков участников дорожного движения. Эту меру игнорируют все», — считает Эрдман.

Авторы
Теги