
Автоюрист Андрей Воропаев прокомментировал увеличение налога на подержанные автомобили.
На недавней пресс-конференции «Авторетейл. Итоги 1-го полугодия» президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин… рассказал О возможностях поощрения приобретения новых автомобилей. законопроектРазработка документа ведется РОАД совместно с юристами. Ожидается завершение работ в конце июля.
Парк стремительно дряхлеет
Подщеколдин сообщил о том, что по статистике сегодня из 55-миллионного парка страны 39,7 млн автомобилей старше десяти лет, и ситуация обостряется. Для обновления автопарка ежегодные продажи должны составлять около 3 млн единиц, считает он. По прогнозам РОАД к 2025 году реализация составит лишь 1 150 000 по пессимистичному сценарию и 1 300 000 — по оптимистичному. Дилеры считают, что без участия государства ситуацию не изменить, а последствия могут стать проблемами с экологией и безопасностью на дорогах.
В стране вместе с грузовиками приблизительно 55 миллионов автомобилей, 39 из них старше десяти лет. Для того чтобы возраст автопарка не увеличивался, необходимо ежегодно продавать 3 миллиона. При меньшей, чем в настоящий момент, реализации через пять лет 80 процентов парка будет старше десяти лет. Половина — старше двадцати лет.
Что предлагают дилеры
РОАД убеждены: реализовать рост продаж новых автомобилей в России до 3 миллионов в год реально. Производственные возможности текущего момента способны обеспечить такой объём. Тем не менее, потребуется поддержка со стороны государства: улучшение законодательства и возобновление программы стимулирования. утилизации старой техники.
Специалисты по продаже автомобилей хотят побудить людей отказаться от устаревших транспортных средств, предложив три главных шага.
- Ввод увеличения транспортного налога для автомобилей, возрастом более пятнадцати лет.
- обязательный техосмотр дважды в год;
- повышение стоимости страховки.
РОАД представила предварительные предложения на пресс-конференции.
Подщеколдин уточнил: по окончании срока службы государства необходимо обеспечивать прием устаревших транспортных средств для утилизации посредством программы, финансируемой за счёт сборов с утилизационных сборов.
Введут или нет
- Низкий уровень доходов граждан не позволяет приобретать автомобили.
- риск недовольства и социального взрыва;
- Государству сложно найти деньги для возобновления программы утилизации устаревшей техники.
У нас были программы по стимулированию приобретения новых машин и сдаче старых в утиль, но это всегда требовало бюджетных средств. В нынешней ситуации это решение не самое правильное. Государство борется с инфляцией повышением ключевой ставки, ведет СВО. Дополнительных расходов оно готово потратить не готов, считает автоюрист Лев Воропаев.
Эксперт указал на противоречие: большая часть дилеров сейчас продаёт иностранные автомобили, и при возобновлении программы утилизации она коснется только отечественных машин.
Юридические тонкости
Воропаев отметил, что дилеры предлагают увеличить транспортный налог для старой техники уже сегодня.
Сегодня трехсот шестьдесят первая статья Налогового кодекса разрешает устанавливать налоговые ставки транспортного налога, связанные с возрастом автотранспорта, регионам.
Отсутствует повышенная ставка за устаревшее оборудование потому, что власти считают такую меру излишней в текущей ситуации.
Собеседник высказал критику как самой идеи, так и самого закона.
С точки зрения закона уже существующие нормы по большей части покрывают термины, предлагаемые продавцами. Например, Закон о защите прав потребителей устанавливает понятие «срок службы товара», который каждый продавец или производитель обязан указывать. В чём смысл дополнительного регулирования?
Воропаев считает, что предложения дилеров нарушают права граждан.
Эксперт считает: нет доказательств, что машины старше 15 лет оказывают существенное влияние на аварийность по сравнению с более новыми автомобилями. По его мнению, здесь защищаются не интересы граждан, а экономические.
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр согласен с этим утверждением.
Помощью стимулируют людей, но ее почему-то дождаться нельзя. Выкупать старые автомобили за полцены от новых? Нет, конечно! Наивно думать, что люди так любят свои старые машины, что не меняют их. Никакие стимулы сегодня не помогут, — считает собеседник. Повышенный налог и техосмотр для машин старше 15 лет — опять забота о себе-любимых, вопрос выживаемости бизнеса.
Хайцеэр указал, что двадцать лет для авто – обычное явление, при этом подавляющее число автомобилей старше этого возраста представлены «Жигулями».
Когда доходы людей наконец-то начнут расти, люди будут менять машины, и это случится само собой.
Как у других?
В России нельзя полностью исключать возможность стимулирования граждан к отказу от старых машин, как это сделано в других странах. Например, в Японии техосмотр для старых автомобилей сложен, а налоги выше. Гражданам выгоднее покупать новый автомобиль раз в три года, чем содержать старый.
В Японии действуют строгие правила, из-за чего множество новых автомобилей поступает в нашу страну. Там эксплуатация автомобиля обходится дорого и сложно. Существуют жесткие требования к возрасту, пробегу, экологичности. В связи с этим машины там активно реализуются.
Эксперт привел примеры Англии и Греции с высокими экологическими требованиями. В Греции налог между машинами экоклассов Евро-5.5 и Евро-6.1/6.2 отличается приблизительно втрое, не говоря уже о более «грязной» технике.
Из-за экологических норм въезд в центр запрещён в некоторых местах, а в других действуют повышенные налоги, преимущественно для больших и старых машин. В процветающих государствах система техосмотра отличается строгими требованиями.
Относится к автомобилям иначе, однако уровень жизни и минимальные доходы там совсем другие. Всё это появилось в мирное время, – сказал вице-президент НАС.
В Соединенных Штатах за списание старых автомобилей владельцам предлагают компенсацию до 4,5 тысяч долларов, которую можно потратить на покупку нового автомобиля.
Введение техосмотра дважды в год для старших автомобилей в России, по мнению специалистов, маловероятно из-за отсутствия выгоды для властей.
Предприниматели хотят увеличить продажи новых машин, но такой план может вызвать недовольство граждан.
Эксперт Хайцеэр считает приемлемым только возврат к старым правилам, при которых технический осмотр осуществляется ежегодно.
«Не нужно дважды в год проходить техосмотр, — сказал собеседник. — Часть граждан не следит за автомобилями, но большинство старается поддерживать их в хорошем состоянии. Все делают всё, чтобы машины были безопасны для них самих и окружающих».