
Не только высокое качество сборки объясняет долговечность японских автомобилей. Водители в этой стране придерживаются иных подходов к их обслуживанию. Одним из ключевых правил, которому они неукоснительно следуют, является регулярная замена моторного масла. Благодаря этому даже автомобили с большим пробегом, привезенные из Японии, демонстрируют превосходное состояние в других странах.
На большинстве японских автомобилей можно увидеть небольшие наклейки, указывающие на даты и этапы технического обслуживания. Даже если надписи на этих наклейках неразборчивы, цифры говорят сами за себя: замена масла производилась каждые 5000 километров. Это может показаться странным, если учесть мягкий климат страны и высокое качество топлива, что предполагает отсутствие сложных условий для эксплуатации транспортных средств.
Существует множество интерпретаций этой привычки. Некоторые полагают, что японские моторные масла слишком быстро теряют свои характеристики. Другие уверены, что именно регулярная замена является основным фактором, обеспечивающим более длительный срок службы двигателей. Однако истинные причины заключаются в другом.
В Японии сложилась уникальная культура технического обслуживания. Владельцы автомобилей рассматривают замену масла как обычную процедуру, а не как вынужденную меру. Строгие требования к продаже автомобилей с пробегом объясняют, почему японские автотранспортные средства сохраняют привлекательный внешний вид и исправную работу даже спустя десятилетия.
Японцы руководствуются принципом профилактики, отдавая предпочтение предотвращению неисправностей. Этот подход заметен во всём: техника, электроника и автомобили служат дольше благодаря усилиям владельцев, стремящихся избежать поломок. Замена масла производится до истечения минимально допустимого срока, чтобы двигатель не подвергался даже незначительным нагрузкам.
Стиль вождения в городских условиях также имеет значение. Даже при наличии развитой системы общественного транспорта, дороги крупных городов испытывают значительную загруженность. Автомобили часто задерживаются в пробках с работающим двигателем, и масло теряет свои свойства не только из-за пройденного расстояния, но и из-за времени, проведённого на холостом ходу. Именно поэтому в Японии интервалы между техническими обслуживаниями установлены более частые.
В руководствах пользователя для японских автомобилей встречаются рекомендации, которые могут показаться нестандартными. К примеру, для Toyota Prius производитель рекомендует замену моторного масла каждые 5000 километров пробега, а масляного фильтра – каждые 10 000 километров. Такая периодичность обусловлена не установленными правилами, а фактическими условиями эксплуатации в условиях интенсивного городского движения.
Длительный срок службы двигателей автомобилей японского производства также объясняется особенностями выбора смазочных материалов водителями. В Японии нередко используют масла, полученные методом гидрокрекинга, которые, хоть и более экономичны, но подвержены более быстрому износу по сравнению с синтетическими маслами. Это обуславливает более частую их замену.
Обычно ресурс моторного масла оценивают, исходя из количества отработанных двигателем часов – в среднем это около трёхсот. Рассмотрим условия эксплуатации в городских условиях: интенсивное движение, низкая средняя скорость, часто не превышающая 20 км/ч. При перерасчете можно обнаружить, что масло теряет значительную часть своих характеристик уже через шесть тысяч километров. Японские автолюбители не дожидаются достижения этой отметки на одометре и производят замену заблаговременно, чтобы избежать работы двигателя».
Автомобилистам из других стран данные интервалы могут показаться излишне строгими. В России чаще руководствуются километражом, указанным в сервисной книжке, где регламентированные сроки обычно более продолжительные. Однако японская философия проста: более частая замена обходится дешевле, чем ремонт.