
Обязательный технический осмотр применяется во всех государствах, однако методы его проведения существенно различаются. В некоторых случаях эта процедура становится дорогостоящей проверкой с большим количеством требований, в то время как в других – сводится к простой формальности. К примеру, в Японии транспортные средства, возраст которых превышает пять лет, должны проходить комплексное обследование, которое может обойтись более чем в тысячу долларов. Для многих водителей это становится ощутимой тратой, поэтому они чаще выбирают приобретение новой машины, нежели регулярное проведение дорогостоящей проверки.
В Российской Федерации действуют менее строгие правила. Частные легковые автомобили, не старше четырёх лет и не используемые в коммерческих целях, не подлежат диагностическому контролю. Для остальных транспортных средств требования различаются в зависимости от их категории и назначения: проверка такси, автобусов и грузового транспорта осуществляется более тщательно, чем личных автомобилей.
В 2025 году действует правило, согласно которому за управление транспортным средством без прохождения технического осмотра предусмотрена ответственность. Размер штрафа составляет 2 000 рублей (часть 1.1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях). При этом, наказание применяется только к владельцам автомобилей, которые должны проходить данную процедуру. Если транспортное средство не подпадает под обязательное техосмотр, то оштрафовать водителя не имеют права.
Несмотря на то, что технический осмотр в России не отличается строгими требованиями, диагностическую карту иногда всё же не выдают. Наиболее распространёнными причинами являются типичные дефекты: сильно изношенные шины, неправильная регулировка фар или удалённый катализатор. В случае отсутствия подобных проблем сведения о прохождении проверки оперативно вносятся в электронную базу данных, и подтверждение передаётся владельцу без задержек.
Владельцам личных легковых автомобилей техосмотр не обязателен всегда. Пройти его необходимо, если машине больше четырёх лет и планируется регистрация. В противном случае предъявлять диагностическую карту не будут. Если же эксплуатировать личный автомобиль без прохождения ТО, то никаких санкций не возникнет, поскольку действующее законодательство это не запрещает.
Для коммерческого транспорта действуют более строгие требования. Транспортные средства возрастом до пяти лет проходят технический осмотр один раз в год, а более старшие – дважды в год. В случае отсутствия диагностической карты инспектор может выписать штраф на сумму 2 000 рублей. Зафиксировать подобное нарушение имеет право только сотрудник ГИБДД во время остановки, автоматические комплексы пока не применяются для этих целей.
Перевозчикам уделяется особое внимание. В данном случае ответственность возлагается в двойном размере: водителю грозит стандартный штраф в 2 000 рублей, в то время как организация может быть оштрафована на сумму до 300 000 рублей. В связи с этим компании, эксплуатирующие транспортные средства, службы такси и доставки, тщательно контролируют прохождение технического осмотра.
По информации, предоставленной порталом vozbox.ru, персональные автомобили, используемые исключительно для личных нужд, не подпадают под санкции. Однако, если транспортное средство начинает использоваться для получения прибыли, например, для работы в службе такси или доставки грузов, техническое обслуживание становится обязательным.