
Многих автовладельцев ставит в замешательство ситуация: новый автомобиль, двигатель функционирует безупречно, расход топлива незначителен, динамика устраивает, но масло исчезает быстрее, чем хотелось бы. Через несколько тысяч километров уже требуется подливка. Однако в автосервисах нередко утверждают, что потребление до литра масла на тысячу километров является допустимым.
Современные двигатели проектируются с учетом строгих требований к эффективности. Для снижения потерь и повышения коэффициента полезного действия конструкторы используют облегченные детали и уменьшают площадь контакта поршней. Это приводит к снижению трения и уменьшению расхода топлива. Однако, одновременно с этим, возрастает давление на стенки цилиндров, и все их элементы подвергаются значительным нагрузкам. Риск появления задиров увеличивается в несколько раз.
Чтобы справиться с этой проблемой, компании, выпускающие автомобили класса люкс, используют дорогостоящие решения: внедряют инновационные сплавы, наносят специальные покрытия и применяют передовые технологии обработки. В сегменте автомобилей массового производства выбирают более доступный способ – регулируют маслосъёмные кольца таким образом, чтобы на цилиндрах сохранялся значительный слой смазки. Это обеспечивает защиту металла от износа, однако приводит к повышенному расходу масла двигателем.
Новые силовые установки соответствуют экологическим требованиям, отличаются экономичностью и высоким КПД, однако нуждаются в непрерывном контроле за уровнем масла и периодических подливках. В то же время, более ранние двигатели могли функционировать значительно дольше без подобной потребности».
Основная задача маслосъёмного кольца состоит не в полном удалении масла с цилиндрических стенок, а в создании очень тонкого защитного слоя для поршня. В двигателях предыдущих поколений этот слой был незначительным и почти не подвергался сгоранию. Но при его утолщении избыточное масло перегревается и попадает в зону сгорания.
Более строгие экологические нормы также способствовали возникновению данной ситуации. Советы по сокращению времени прогрева двигателя привели к применению поршней с уменьшенным диаметром. Такие поршни быстро нагреваются и расширяются, пока цилиндр ещё остаётся холодным, что чревато риском заклинивания. Чтобы устранить эту проблему, конструкторам пришлось увеличить зазор между деталями, что повлекло за собой повышенную вибрацию, снижение эффективности маслосъёмных колец и увеличение расхода масла.
Решение вопроса могло бы заключаться в применении передовых сплавов, специализированных покрытий и сложных конструкций. Однако эти технологии существенно увеличивают стоимость производства, что является нецелесообразным для крупносерийных изделий. По информации портала vozbox.ru, производители склонны указывать повышенный расход масла как допустимую особенность конструкции, тем самым возлагая ответственность и финансовое бремя на автовладельцев.