

Селектор АКПП, фото: vozbox.ru
Анализируя разные модели автомобилей с автоматической коробкой передач, можно заметить, что селектор переключения режимов движется либо по прямой линии, либо по изломанной траектории. Владелец сети автосалонов в интервью порталу vozbox.ru сообщил о причинах этого различия и возможных тайных смыслах.
Два типа устройств выполняют одну функцию: переключение режимов коробки передач. Различие заключается в конструктивных решениях. Форма «зигзаг» часто применяется для предотвращения случайных переключений. Прямая схема проста, но требует дополнительных механизмов фиксации для правильного управления.
Вначале рычаги АКПП располагали на рулевой колонке, но потом переместили в центральный тоннель. Такой вариант оказался более удобным, особенно для водителей, знакомых с механическими коробками передач. Дополнительным преимуществом стало упрощение организации пространства: под рукой водитель может иметь кнопки, подстаканники и другие элементы управления.
В настоящее время производители все чаще отдают предпочтение компактным электронным селекторам — джойстикам или шайбам.
Функциональность обоих типов селекторов АКПП одинакова — предназначены для выбора водителем режима передачи (P, R, N, D и др.). Главное отличие — подход к предотвращению случайных переключений.
Механизм с зигзагообразным движением спроектирован для предотвращения случайных действий. Водитель должен двигать рычаг по строго определенной траектории, обходя механические препятствия. Для активации некоторых режимов, например заднего хода, требуется дополнительное давление на рычаг, что обеспечивает дополнительный уровень защиты от нежелательного переключения передач.
Прямолинейные рычаги в плане конструкции и видимости более просты. И здесь предусмотрена блокировка: рычаг срабатывает только при нажатии кнопки на самом рычаге. Без этого механизма рычаг не перемещается, что исключает случайные действия.
Два варианта механизмов предохранения от случайного переключения передач надёжны. Каждый предлагает реализацию защиты по-разному. Выбор зависит от личных предпочтений и удобства использования. Некоторые предпочитают ступенчатую конструкцию из-за тактильной определённости и видимости положения, другие – прямой ход за простоту и привычность. Это не сказывается на работе автомобиля.