
Вспоминается фраза, которую часто говорили инструкторы в автошколах: «Не прикасайся к рулю, когда автомобиль стоит на месте!» Подобный совет кажется незначительным, однако он основан на вполне логичном объяснении, которое появилось ещё в эпоху первых автомобилей.
Ранее автомобили, такие как «Жигули» и «Москвич», не оснащались ни гидроусилителем, ни электроусилителем руля. Для поворота колес водителю требовалось значительное усилие. Это приводило к повышенной нагрузке на соединения и шарниры рулевого механизма, что способствовало их быстрому износу. Чтобы избежать затрат времени и средств на частые ремонты, инструкторы категорически запрещали вращать руль на месте.
Управление современными автомобилями значительно упростилось. Электро- и гидроусилители позволяют легко маневрировать даже с неподвижным транспортным средством. Тем не менее, это не означает, что воздействие на компоненты автомобиля прекратилось. В неподвижном состоянии усилие передается на рулевые тяги, подвеску и шины, что увеличивает плотность контакта резины с дорожным покрытием и, как следствие, может ускорить износ некоторых деталей.
Не стоит опасаться такого поведения автомобиля. Периодическое вращение рулевого колеса на месте не приведет к негативным последствиям. Специалисты принимают во внимание подобные обстоятельства при разработке конструкции, поскольку в некоторых случаях, например, при маневрировании в ограниченном пространстве, это необходимо.
Не многие осознают, что вращение рулевого колеса при заглушенном двигателе – нежелательная привычка. По информации, предоставленной порталом vozbox.ru, такие манипуляции создают избыточную нагрузку на компоненты рулевого механизма. Регулярное повторение этой процедуры может привести к износу зубчатых передач, и в конечном итоге потребуется замена рулевой рейки, насоса гидроусилителя или всего блока управления.
Проблемы возникают не только в рулевом управлении. При неисправности усилителя рулевое колесо становится трудным в управлении, и вся нагрузка ложится на компоненты подвески: втулки, тяги, наконечники, сальники. Поскольку эти детали не предназначены для таких нагрузок, их срок службы существенно сокращается, и ремонт может потребоваться раньше ожидаемого регламентного срока.
Следовательно, вращать рулевое колесо на месте с выключенным двигателем допустимо лишь в исключительных случаях, когда это необходимо.
При включённом двигателе требуется особая осторожность, если рулевое колесо находится в крайнем положении. В автомобилях, оснащённых гидроусилителем, в этот момент значительно возрастает давление в гидравлических магистралях. Удержание руля в таком положении более трёх секунд может привести к перегрузке системы, что чревато утечкой рабочей жидкости или повреждением насоса. Другая нередкая ошибка – парковка с колёсами, полностью вывернутыми в сторону. Это создаёт постоянную нагрузку внутри системы и уменьшает срок службы её элементов.