Как нагар образуется на поршнях и как с ним бороться

VozBox  » Новости »  Как нагар образуется на поршнях и как с ним бороться

Нагар на поршнях: причины возникновения, методы удаления, самостоятельное устранение и потенциальные риски

Нагар на поршнях: причины

Наиболее часто нагар на поршнях появляется в двигателях, использующих топливо невысокого качества. Нерегулярное техническое обслуживание также оказывает влияние на этот процесс. Естественно, поршни будут покрываться налетом при наличии серьезных технических неполадок. Вот основные факторы, вызывающие эту проблему.

  • Проникновение масла в камеру сгорания вследствие износа маслосъемных колпачков или поршневых колец.
  • Эксплуатация топлива, не соответствующего требованиям по качеству, с повышенным содержанием примесей или неверным октановым числом.
  • Некорректная настройка системы зажигания или впрыска.
  • Длительная эксплуатация двигателя с избыточным количеством топлива (что часто обусловлено предыдущими причинами).
  • Длительная и регулярная работа на холостых.
  • Износ цилиндропоршневой группы.

Следует учитывать, что образование нагара на больших пробегах обычно является следствием нескольких факторов, в том числе естественного износа деталей. Загрязнение поршней происходит из-за общего старения системы впрыска, зажигания, поршневых колец и других компонентов. Поэтому нельзя считать нагар нормальным явлением. Однако, нередко можно встретить двигатель с поршнями, покрытыми налетом, который при этом функционирует удовлетворительно, хотя и с некоторыми отклонениями от заявленных параметров.

Виды нагара на поршнях

Внешний вид нагара, включая его цвет, плотность и структуру, может варьироваться. Обычно его характеристики указывают на причину появления отложений. Ниже представлены наиболее распространенные типы нагара и факторы, вызывающие их образование.

Сухой, часто рыхлый, черный нагар

  • Смесь оказалась слишком богатой. Форсунки подают избыточное количество топлива, либо в заряде недостаточно воздуха, необходимого для полного сгорания.
  • Неполное сгорание топлива из-за его низкого качества, будь то бензин или дизель.

Черный маслянистый нагар

  • Проникновение масла в камеру сгорания вследствие износа маслосъемных колпачков.
  • Повреждение маслосъемных колец приводит к тому, что масло начинает сгорать вместе с топливно-воздушной смесью.

Бурый или красноватый нагар

  • Топливо, содержащее повышенное количество присадок, в том числе металлических или на основе железа).
  • Хронический перегрев двигателя.

Белый или светло-серый нагар

  • Проникновение охлаждающей жидкости в цилиндр, как правило, вызвано повреждением прокладки головки блока цилиндров.
  • Чрезмерное содержание присадок в масле или топливе.
  • Перегрев двигателя, подобно образованию бурого нагара).

Чем отмыть поршни от нагара

Имеются два основных подхода: с демонтажа двигателя и без него. Первый, безусловно, является наиболее эффективным. Детальная механическая очистка способна вернуть компоненты практически к исходному, заводскому состоянию. Однако этот процесс требует значительных затрат и представляет собой сложную задачу. В большинстве ситуаций в первую очередь используют химическую очистку непосредственно на транспортном средстве, а дальнейшие действия определяются конкретной необходимостью.

Для удаления отложений наиболее часто используют специальные химические средства, которые эффективны в большинстве случаев, когда загрязнение не слишком сильное. Выделяют два основных типа:

  • специальные растворители для камеры сгорания, включающие кислоты и щелочи;
  • моющие присадки в топливо.

Различные методы могут применяться совместно, и квалифицированные специалисты часто разрабатывают для клиентов уникальные комбинации различных химических составов с учетом их индивидуальных потребностей.

Опасности раскоксовки

Использование чистящих средств, даже при самых позитивных намерениях, способно вызвать нежелательные последствия. Применение слишком агрессивных химических составов может привести к повреждению резиновых уплотнений и, как следствие, к утечкам масла или антифриза. Кроме того, если двигатель имеет значительный износ, раскоксовка способна снизить компрессию. Это, в свою очередь, приведет к ухудшению его рабочих параметров и увеличению расхода масла. Таким образом, данную процедуру следует выполнять аккуратно и только при наличии веских оснований.

Частые вопросы

Следует ли удалять нагар с поршней

В зависимости от уровня загрязнения, можно обойтись без вмешательства, если это лишь незначительное потемнение или едва заметный, почти прозрачный налет. Однако, если на поршне образовался толстый черный слой, необходимо принять меры. В противном случае это может привести к перегреву, детонации и другим нежелательным последствиям.

Что означает неравномерный нагар на поршнях

Не стоит делать вывод о состоянии двигателя, опираясь на распределение нагара на поршнях, поскольку особенности продувки камеры сгорания оказывают влияние на формирование различных «рисунков» отложений в зависимости от конкретной модели двигателя.

Можно ли сделать раскоксовку самому

Вначале, для профилактических мер, это может быть эффективно. Для этого предлагается широкий ассортимент присадок и моющих средств. Однако, если поршень сильно забился отложениями, вероятно, потребуется разборка двигателя.

Главное о нагаре на поршнях

  • По словам специалиста, причиной неисправности часто является некачественное смесеобразование или сгорание топлива в цилиндрах.
  • По оттенку можно приблизительно установить причину.
  • На начальных этапах развития процесса образования нагара можно использовать присадки и специальные химические средства. В случае сильного заложения двигателя потребуется его разборка.
Илья Калинчиков